Введение…………………………………………………………………..4
1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………..…6
2. Детский фольклор……………………………………………………….…9
2.1. Жанровые особенности детского фольклора……………………….10
2.2. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника…………………………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………………......26
Список литературы…………………………………………………………….28
Приложение…………………………………………………………………….
Читать дальше
Методика использования детского фольклора в детских садах и других
дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес
могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и
детской литературы на развитие детей.
Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом
возрастать. Широкая постановка собирательской работы, глубокое изучение
художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.
Художественная структура фольклорных произведений является
универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и
одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной
натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного
воспитания детей.
Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески
самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность,
значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и
использование фольклорных произведений в различной деятельности детей
позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами
или движением.
Художественная литература служит могучим, действенным средством
умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает
эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского
литературного языка.
Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета,
сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему
приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и
правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного
возраста – перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет
восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки,
обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению
поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и
поэзией.
Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых
простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о
знакомых предметах ближайшего окружения, ему дают загадки по представлению.
Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего
поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство.
Таким образом, детский фольклор – это специфическая область устного
художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою
поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение
прослеживается в данной работе. Детский фольклор как народная педагогика, а
теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо
сопутствовать с нами по всей нашей осознательной жизни, как часть нашей
вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.
Читать дальше
1. Азадовский М.К. “История русской фольклористики” Москва:
Учпедгиз, 1958г.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и
детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.
3. Аникин, В.П. Русский фольклор. - М.:.: Высшая школа, 1987.-
283с.
4. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском
фольклоре – Вып.1, 1991г.”
5. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А.
Николаева. – М.: «Академия», 2000 – 472с. – (Высшая школа).
6. Бондаренко А.К. “Словесные игры в детском саду” М:
Просвещение, 1977г.
7. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.
8. Бородич А.М. “Методика развития речи у детей” М.,
Просвещение, 1981г.
9. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре –
Л., 1988г.
10. Василенко, В.А. Детский фольклор. — М.: Высшая школа, 1978.-
198с.
11. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии.
- Иркутск, 1990. – 195с.
12. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках”
Русский язык в школе, 1997г.
14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г.
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.
- М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.
16. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор”СПб, 1997г. №608
Читать дальше