Глава 1. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности в начальной школе
1.1. Функции оценки
1.2. Процедура оценки результатов начального общего образования
1.3. Требования к оцениванию
1.4. Ориентир стандартов второго поколения на оценивание
Читать дальше
Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах выделены специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».
Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеников за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить работу учащихся.
При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценке ставится чисто контрольная функция (например, экзамены, четвертные или другие контрольные работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные отметки за них выставляются всем ученикам без исключения.
Очень важно, чтобы ученики видели бы в классе нормы оценок (хотя бы на плакате «Проверь себя»), и понимали, за что они получили тот или иной балл, а также осознавали, что в нужных случаях или хотят помочь и помогают преодолевать возникающие в учении трудности.
Одной из типичных ошибок в работе неопытных учителей является выставление отметки ученику не за знания и умения, а за частые случаи нарушений школьной дисциплины. Другая распространенная ошибка – завышение или занижение оценок. Неправильное выставление отметок плодит конфликты в школьном коллективе и наносит ущерб нравственному и трудовому воспитанию учащихся.
Резюмируя изложенное можно сказать, что оценка – исключительно сложный педагогический инструмент многостороннего значения. Она выступает и как мера стимулирования ученика и как выражение одобрения или неодобрения его действий учителем. Ее выставление требует от учителя мастерства педагогического воздействия. Для учащегося отметка – главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя.
Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что их успеваемость оценивается объективно.
Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные
психологические труды. - М., 1980. - Т. 2.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения
школьников. - М., 1984.
3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980
4. Амоношвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в
начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 4
5. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение”1987 г.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы
школьного учебника. М.,1974
7. Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение”
1989 г.
8. Богуславский М.Ю. Школьный балл: Проблемы и решения//Педагогический
вестник.- 2008. -№3
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М„ 1968.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: избранные
психологические труды / Л.И. Божович. — М., 1995.
11. Болотика Л.Р.: “Педагогика”, Москва “Просвещение” 1987 г.
12. Век Х.: “Оценки и отметки”, Москва “Просвещение” 1984 г.
13. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и
подростков. — М., 2007.
14. Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной
деятельности учащихся”, журнал “Начальная школа”, № 7,1999
15. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
– М., 2002.
16. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова Учебная деятельность: введение в систему
17. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы
исследования//Вопросы психологии. - 1991. -№ 6.
18. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном
языке. - М. Просвещение, 1978
19. Коротаева Г.С. О школьной адаптации//Педагогический вестник – 2004 № 7
20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе / Е.Е. Кравцова. — М., 1991.
21. Массен П. и др. Развитие личности ребенка. - М., 1987.
22. Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной
школе”, журнал “Начальная школа”, № 4, 1999 г.
23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М, 1984.
24. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным
языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984.№6
25. Онищука В.А.: “Дидактика современной школы”, Киев “Радянська школа”
1987 г.
26. Педагогическая энциклопедия – М., 1964.
27. Попуянов Ю.А.: “Формирование оценки на начальном этапе учебной
деятельности, журнал “Начальная школа”, № 7, 1999 г.
28. Солдатов Г.: “Оценки и отметки”, журнал “Начальная школа”, № 2, 1998
29. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.
30. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985.
31. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.
32. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н.
Поливанова. — М., 1999.
33. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК
и ПРО, 2004.
34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
35. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей /
С.Г. Якобсон. — М., 1984
36. Яковлев Н.М.: “Методика и техника урока в школе”, Москва
“Просвещение”, 1985 г
37. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
38. http://www.consultant.ru
39. http://www.oim.ru
40. http://www.psy-files.ru
Читать дальше