В ходе нашей работы, мы рассмотрели различные источники изучения
тревожности и эмпатии. Согласно данным отечественных и зарубежных
исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных
людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик.
В нашем исследовании мы попытались найти взаимосвязь эмпатии и
тревожности. Под эмпатией с точки зрения зарубежных ученых следует
понимать - способность поставить себя на место другого человека,
способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно
определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических
реакций, поступков, жестов и т.д.
Нами было проведено исследование на выявление взаимосвязи эмпатии и
тревожности, в нем приняли участие испытуемые в количестве 40 человек.
В результате нами были сделаны следующие выводы: у 35 % испытуемых был
выявлен высокий уровень тревожности, который нашел проявление в
формировании чувства уверенности в успехе. Они воспринимают окружающий
мир, как заключающий в себе угрозу и опасность. У 65 % испытуемых низкий
уровень тревожности. Они уверенны в своих силах, адекватно относятся к
ошибкам и стремятся исправить их. При изучении уровня эмпатии, данные были
следующие - у 35% высокий уровень. Они более эмоциональны, чувствительны,
склонны к сопереживанию. У 65% низкий уровень, эти люди мало общительны,
менее чувствительны, эгоистичны.
Таким образом, тревожность и эмпатия не взаимосвязаны. На эти уровни
влияют разные факторы, например, социальный, психологический.
Список используемых источников
1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое
консультирование и психотерапия. – М.:, 2000
2. Айзенк Г.Ю. Структура личности, - СПб.: Ювента; М.: КСП, 1999
3. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические
методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: Изд-
во ЛГУ, 1976.
4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. –
СПб.: Питер, 2001
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997
6. Асеев В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности.
Вопросы психологии, 1989, №1, с.172-176
7. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы
развития личности в историко-эволюционном процессе. – М.: Изд-во МГУ,
1986
8. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их
преодоление // Педагогика. 1992. № 5 – 6. с.65-70.
9. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты
изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. –
Л., 1975. –Т.XXXVI. – с.11-19.
10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других,
М.,1996 Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1996.
11. Борисова А.А. Проницательность как проблема психологического общения
// Вопросы психологии. -1990. -№ 4.
12. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М., 1994.
13. Борисова А.А.Эмоциональный облик человека и психологическая
проницательность // Особенности познания и общения в процессе
обучения. – Ярославль, 1982. – С.92 – 96.
14. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,
2005. – 351 с.
15. Вартанян Г. А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.
16. Васильев.И.А., Поплужный В.Л, Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. –
М.,1980.
17. Василькова А.П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня
эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения – 2000:
Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2000. – С.174 – 175.
18. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.пособие. – М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2004
19. Вилюнас В. К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
20. Водопъянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных
профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.:
Изд – во СПбГУ, 2000. – С. 443 – 463.
21. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – т.1. –
с.388; 1983. –т.5. – с. 257-321.
22. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.;. – М., 1984. – С.
90 – 318.
23. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и
младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред.
А.А. Бодалева. М., 1981 с.122 – 138
24. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека
человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания
людьми друг друга. Краснодар, 1975.с. 17-19.
25. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1996.
26. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в
психологическую теорию // Ананьевские чтения – 99: Тезисы научно-
пактической конференции. –СПб., 1999. – С.25 - 26.
27. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.:
ЧеРо, 1998.
28. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруентной
эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4.
29. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. – М.: Мир, 1992.
30. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб, 1896.
31. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
32. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
33. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.:
ИНФРА –М, 1997. – 256 с.
34. Запорожец А.В., Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций //
Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. – М.:
Педагогика, 1981. – С. 57-63.
35. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов- на –Дону: «Феникс», 1998.
36. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.
37. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000а.
38. Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства
личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.:
Изд-во СПбГУ, 2001. – Вып. 5.
39. Прихожан А.Н. Причины, и преодоление тревожности, 1998.
40. Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память (реальности и мифы). – Новосибирск,
1987, - С.86.
41. Калиниский Л.П., Богданова Н.В., Петрова Т.Е., Смоленская Л.М.
Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции
//