В целом процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, то, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей [12, 28 c.]. Средства труда - это такие средства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий[12, 29 c.]. Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда. Тем самым, в результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда представляет собой явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются[12, 35 c.]: . Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие. . Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно- технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню. . Производственное взаимодействие работников друг с другом и по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. При этом, организационно-экономическая сторона трудовой деятельности зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). В целом, проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д. Однако, само изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд – это основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд представляет собой процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Труд развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Труд – это и первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В дальнейшем, в процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Тем самым, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. При этом, выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Кроме того, выделяют и понятие общественного труда, который является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (см. Рис.1). [pic] Рисунок 1 - Принципиальная схема сущности труда. При этом, организационный характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд практически всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Общественный труд выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, другими словами, процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Сам характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом целого обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций. Необходимо акцентировать внимание на показателях характера труда, к которым относятся: . форма собственности, . отношение работников к средствам производства и своему труду, . распределительные отношения, . степень социальных различий в процессе труда и др. другой немаловажный аспект - содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, другими словами, раскрывает труд, как правило, как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности. Здесь подразумевается само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется: . структурой выполняемых функций, . разнообразием (монотонностью), . соотношением исполнительских и организаторских элементов, . физическими и нервно-психическими нагрузками, . степенью интеллектуального напряжения, . самостоятельности деятельности, . самоорганизацией труда, . наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, . квалифицированностью, . сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), . социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда. При этом, достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке. При этом, по отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (особенно разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию. Таким образом, содержание труда зависит от того, что человек делает и какие орудия для этого используются, какие функции выполняет и как они сочетаются при этом и какие усилия (физические или умственные) преобладают. Однако, следует заметить, что разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности. В теории управления персоналом в зависимости от различий в содержании труд классифицируется на: . творческий и репродуктивный (стереотипный), . физический и умственный, . простой и сложный, . исполнительный и организаторский (управленческий), . самоорганизованный и регламентированный. Итак, творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. В стереотипном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, другими словами, его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению «стандартного» (обычного) результата. Физический же труд, как правило, характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса. Другой вид труда - умственный труд. Он обычно включает в себя информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. Однако, во всех отраслях производства, на каждом предприятии содержание труда воплощено в те или иные профессии, различающиеся функциями и используемыми при этом орудиями труда. Чисто количественное распределение физических и умственных функций не может служить решающим критерием для признания того или иного вида труда умственным или физическим. Всякий процесс труда требует определенных умственных и физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той функции, которая для результативности данного вида труда имеет решающее значение. Также выделяют простой труд - это труд работника, не имеющего квалификации, другими словами, неквалифицированный труд. Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию другими словами, квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно- квалификационным справочником. При этом, определяющим фактором изменения содержания труда, ликвидации его социально-экономических различий является научно-технический прогресс (НТП), который проявляется на производстве в результате его механизации и автоматизации. При этом изменяется структура трудовых действий, функции непосредственного воздействия на предмет труда переходят от рабочего к механизмам и машинам, увеличиваются затраты рабочего времени на управление и техническое обслуживание оборудования, повышается самостоятельность и ответственность трудовых действий работников, снижаются затраты мышечной энергии и увеличиваются затраты нервной и психической энергии, повышается доля сложного, квалифицированного труда, его привлекательность и содержательность. Под содержательностью труда обычно понимают насыщенность его элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большой ответственностью принимаемых решений. Не следует забывать, что современные технические новшества современности создают реальную основу для решения крупных социальных проблем - высвобождение человека из непосредственно производственного процесса, преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом. Вместе с тем имеют место нежелательные социальные явления в сфере труда, связанные с тем, что изменения в его содержании нередко представляют собой непредвиденный результат научно-технического прогресса. Целью разработки новой техники и технологии длительное время было достижение лишь более высоких технико-экономических показателей работы. Недостатки в управлении НТП приводили подчас к обеднению содержания труда и ухудшению производственных условий. На сегодняшний день управление НТП все больше и больше предполагает предвидение его социальных результатов и достижение планомерно задаваемых социальных параметров производства. При составлении планов внедрения новой техники следует одновременно планировать обучение кадров, способных ее эксплуатировать, поскольку рабочие, ранее занятые ручным трудом, часто не могут или не желают без соответствующего обучения трудиться на вновь возникающих рабочих местах. Растущая интеллектуализация труда не всегда получает со стороны рабочих положительную оценку. Дело в том, что внедрение новой техники, как правило, связано с усилением нервно-психического напряжения, повышением ответственности, строгой дисциплиной. Тем самым, необходимо не простое обновление производства, а такое, которое давало бы наряду с наивысшим экономическим эффектом и социальный. Подразумевается, что реконструкция должна сопровождаться не только ликвидацией ручных, монотонных, физических тяжелых работ, но и выбором технических направлений, при которых улучшались бы условия труда, расширялась сфера квалифицированной и сокращалась неквалифицированной, тяжелой и вредной работы, велась подготовка и переподготовка кадров, создавались рабочие места с интеллектуальными нагрузками, позволяющие раскрывать творческие возможности человека. В свою очередь, а это обусловит интенсификацию производства за счет активизации человеческого фактора. Именно поэтому особо актуальными являются проблемы аттестации рабочих мест и их рационализации, технического переоснащения, улучшения подготовки и переподготовки рабочих, особенно по новым специальностям, которые возникают в связи с научно-техническим прогрессом, внедрением автоматизации технических и проектно-конструкторских работ. Краткие выводы по параграфу: Процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Непосредственно содержание труда зависит от того, что человек делает и какие орудия для этого используются, какие функции выполняет и как они сочетаются при этом и какие усилия (физические или умственные) преобладают. Также необходимо не простое обновление производства, а такое, которое давало бы наряду с наивысшим экономическим эффектом и социальный.

Взаимосвязь труда и досуга

курсовая работа
40 страниц
100% уникальность
2011 год
55 просмотров
Шиловская М.
Эксперт по предмету «Управление персоналом»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
В целом процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, то, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей [12, 28 c.]. Средства труда - это такие средства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий[12, 29 c.]. Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда. Тем самым, в результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда представляет собой явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются[12, 35 c.]: . Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие. . Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно- технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню. . Производственное взаимодействие работников друг с другом и по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. При этом, организационно-экономическая сторона трудовой деятельности зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). В целом, проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д. Однако, само изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд – это основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд представляет собой процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Труд развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Труд – это и первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В дальнейшем, в процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Тем самым, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. При этом, выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Кроме того, выделяют и понятие общественного труда, который является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (см. Рис.1). [pic] Рисунок 1 - Принципиальная схема сущности труда. При этом, организационный характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд практически всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Общественный труд выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, другими словами, процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Сам характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом целого обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций. Необходимо акцентировать внимание на показателях характера труда, к которым относятся: . форма собственности, . отношение работников к средствам производства и своему труду, . распределительные отношения, . степень социальных различий в процессе труда и др. другой немаловажный аспект - содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, другими словами, раскрывает труд, как правило, как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности. Здесь подразумевается само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется: . структурой выполняемых функций, . разнообразием (монотонностью), . соотношением исполнительских и организаторских элементов, . физическими и нервно-психическими нагрузками, . степенью интеллектуального напряжения, . самостоятельности деятельности, . самоорганизацией труда, . наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, . квалифицированностью, . сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), . социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда. При этом, достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке. При этом, по отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (особенно разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию. Таким образом, содержание труда зависит от того, что человек делает и какие орудия для этого используются, какие функции выполняет и как они сочетаются при этом и какие усилия (физические или умственные) преобладают. Однако, следует заметить, что разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности. В теории управления персоналом в зависимости от различий в содержании труд классифицируется на: . творческий и репродуктивный (стереотипный), . физический и умственный, . простой и сложный, . исполнительный и организаторский (управленческий), . самоорганизованный и регламентированный. Итак, творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. В стереотипном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, другими словами, его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению «стандартного» (обычного) результата. Физический же труд, как правило, характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса. Другой вид труда - умственный труд. Он обычно включает в себя информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. Однако, во всех отраслях производства, на каждом предприятии содержание труда воплощено в те или иные профессии, различающиеся функциями и используемыми при этом орудиями труда. Чисто количественное распределение физических и умственных функций не может служить решающим критерием для признания того или иного вида труда умственным или физическим. Всякий процесс труда требует определенных умственных и физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той функции, которая для результативности данного вида труда имеет решающее значение. Также выделяют простой труд - это труд работника, не имеющего квалификации, другими словами, неквалифицированный труд. Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию другими словами, квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно- квалификационным справочником. При этом, определяющим фактором изменения содержания труда, ликвидации его социально-экономических различий является научно-технический прогресс (НТП), который проявляется на производстве в результате его механизации и автоматизации. При этом изменяется структура трудовых действий, функции непосредственного воздействия на предмет труда переходят от рабочего к механизмам и машинам, увеличиваются затраты рабочего времени на управление и техническое обслуживание оборудования, повышается самостоятельность и ответственность трудовых действий работников, снижаются затраты мышечной энергии и увеличиваются затраты нервной и психической энергии, повышается доля сложного, квалифицированного труда, его привлекательность и содержательность. Под содержательностью труда обычно понимают насыщенность его элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большой ответственностью принимаемых решений. Не следует забывать, что современные технические новшества современности создают реальную основу для решения крупных социальных проблем - высвобождение человека из непосредственно производственного процесса, преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом. Вместе с тем имеют место нежелательные социальные явления в сфере труда, связанные с тем, что изменения в его содержании нередко представляют собой непредвиденный результат научно-технического прогресса. Целью разработки новой техники и технологии длительное время было достижение лишь более высоких технико-экономических показателей работы. Недостатки в управлении НТП приводили подчас к обеднению содержания труда и ухудшению производственных условий. На сегодняшний день управление НТП все больше и больше предполагает предвидение его социальных результатов и достижение планомерно задаваемых социальных параметров производства. При составлении планов внедрения новой техники следует одновременно планировать обучение кадров, способных ее эксплуатировать, поскольку рабочие, ранее занятые ручным трудом, часто не могут или не желают без соответствующего обучения трудиться на вновь возникающих рабочих местах. Растущая интеллектуализация труда не всегда получает со стороны рабочих положительную оценку. Дело в том, что внедрение новой техники, как правило, связано с усилением нервно-психического напряжения, повышением ответственности, строгой дисциплиной. Тем самым, необходимо не простое обновление производства, а такое, которое давало бы наряду с наивысшим экономическим эффектом и социальный. Подразумевается, что реконструкция должна сопровождаться не только ликвидацией ручных, монотонных, физических тяжелых работ, но и выбором технических направлений, при которых улучшались бы условия труда, расширялась сфера квалифицированной и сокращалась неквалифицированной, тяжелой и вредной работы, велась подготовка и переподготовка кадров, создавались рабочие места с интеллектуальными нагрузками, позволяющие раскрывать творческие возможности человека. В свою очередь, а это обусловит интенсификацию производства за счет активизации человеческого фактора. Именно поэтому особо актуальными являются проблемы аттестации рабочих мест и их рационализации, технического переоснащения, улучшения подготовки и переподготовки рабочих, особенно по новым специальностям, которые возникают в связи с научно-техническим прогрессом, внедрением автоматизации технических и проектно-конструкторских работ. Краткие выводы по параграфу: Процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Непосредственно содержание труда зависит от того, что человек делает и какие орудия для этого используются, какие функции выполняет и как они сочетаются при этом и какие усилия (физические или умственные) преобладают. Также необходимо не простое обновление производства, а такое, которое давало бы наряду с наивысшим экономическим эффектом и социальный.
Читать дальше
Всегда в процессе труда человеку необходим периодический кратковременный отдых для поддержания на определенном уровне своей работоспособности. Потребность в таком отдыхе индивидуальна, она зависит от здоровья человека, его психофизиологического состояния, возраста, пола, степени натренированности к выполнению той или иной работы. Однако же при организации совместного труда на предприятии вопрос о времени внутрипроизводственных периодов на отдых не может быть регламентирован, так как от этого зависят слаженность производственного процесса и затраты рабочего времени. Именно поэтому на предприятии в целом, а иногда и в отдельных его подразделениях устанавливается единый для предприятия режим труда и отдыха. Такой режим устанавливается, исходя из конкретных особенностей деятельности на предприятии. Существует обоснованная необходимость чередования труда и отдыха, которая имеет физиологическое обоснование. Всякая деятельность связана с расходованием физической нервной энергии.


На носу контрольная ? Work5 поможет.


. До определенного предела энергетические затраты человека походят без ущерба для клеток организма, но после преодоления этого предела развивается утомление. Следовательно, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников. Главным следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Постоянное развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда. Целью курсовой работы является анализ взаимосвязи труда и досуга. Исходя из указанной темы курсового проекта, его основными задачами являются: 1. Изучить теоретические особенности организации труда на предприятии. 2. Рассмотреть понятие режима труда и досуга на предприятии и процесс его реализации. 3. Изучить принципы и правила разработки режима труда и досуга на предприятии. 4. Исследовать виды режимов труда и отдыха. В процессе исследования использовались различные источники информации: нормативно-правовые акты, публикации в специализированной печати и прессе, учебники.

Читать дальше
Успешная деятельность любого конкретного предприятия может быть обеспечена только благодаря преданности делу его работников, которая достигается путем повседневного внимания руководителей производства к организации и условиям их труда. При этом с целью физиологического нормирования трудовых нагрузок, снижения отрицательного воздействия неблагоприятных условий труда, вызывающих напряжение сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, на предприятиях надо внедрять рациональные режимы труда и отдыха. Тем самым необходимо обратить внимание на тот факт, что в перенапряжении и переутомлении человека виноват не сам труд, а неправильный режим труда. Необходимо правильно и умело распределять силы работника во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Другим важным условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. В целом, отношение человека к труду является одним из определяющих признаков характера труда. Общая же характеристика отношения к труду должна даваться как со стороны труда (объекта), так и со стороны работника (субъекта) в виде непосредственного его участия в системе общественного производства, его сознания, понимания, оценки своего трудового участия (вклада) в общественное производство. Тем самым, все факторы формирования отношения к труду можно разделить на объективные условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и внепроизводственной среды и субъективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями. Характер кривой работоспособности зависит от скорости появления утомления, что определяется особенностями труда. Поэтому на практике встречаются отклонения от типичной кривой работоспособности, которые проявляются в большей или меньшей выраженности фаз. Для повышения работоспособности работников организации необходимо разрабатывать рациональный режим труда и отдыха. Каждый работник должен отдыхать в свое время. Для него должны быть организованы регламентированные перерывы. Соблюдая перечисленные принципы и правила разработки режимов труда и отдыха, организация может достигнуть повышения работоспособности работников, а также повышение производительности труда. А значит, она сможет добиться высоких результатов в своей деятельности. Соответственно, чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников. К примеру, для снятия нервного напряжения зарекомендовали себя комнаты психологической разгрузки. При устройстве такой комнаты особое внимание уделяется ее оборудованию и интерьеру: мягкие кресла с подлокотниками и высоким подголовником, в которых можно удобно расположиться. Так работники смогут восстановить свою работоспособность и продолжать дальше выполнять свои трудовые обязанности.
Читать дальше
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: новая редакция (по состоянию на 15.11.2006 г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 240с. 2. Бутенко И.А. Качество свободного времени на предприятии / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 2005, № 9. 3. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416с. 4. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: учебник / под ред. Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2003. – 320с. 5. Бычин В.Б., Малинин С.В., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / под ред. Ю.Г. Одегова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2005. – 464с. 6. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. – 448с. 7. Головачев А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2007. – 603с. 8. Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 1990. 9. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989. 10. Дробийская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17 11. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995. 12. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320с. 13. Жуков А.Л. Регулирование и организация оплаты труда: учебное пособие для студентов вузов. – М.: МИК, 2002. – 336с. 14. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко - критический очерк. - М., Наука, 1987. 15. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288 16. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 17. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003. 18. Патрушев В.Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы) М.: Институт социологии РАН, 2007. 349 с. 19. Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12. 20. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 320с. 21. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. 22. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001. 23. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001. 24. Потемкин В. К. Управление персоналом: Учебник для вузов. Спб.: ПИТЕР. 2010. 432 с. 25. Рофе А. И. Экономика и социология труда. -М., Мик, 1996. 26. Рофе А.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов. – М.: МИК, 2001. – 368с. 27. Рофе А.И. Труд: теория, экономика, организация: учебник для вузов. – М.: МИК, 2005. – 600с. 28. Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стретенко В.Т. Экономика труда. - М., Высшая школа, 1995. 29. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-73. 30. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991. 31. Управление персоналом организации - Кибанов А.Я. - Учебное пособие. М.: Экзамен. 2007. 429 с. 32. Управление персоналом. Анализ и диагностика персонал-менеджмента. (Учебник) Под ред. Глазова М.М. (2007, 251с.) 33. Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. М.: ИНФРА-М. 2008. 527 с. 34. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 160с. 35. Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image