Наиболее распространённым объектом является вещь (предмет материального мира, который находится в обладании человека и может быть полезен ему, им могут быть деньги, ценные бумаги и т.п.).
Кроме вещей к объектам относят информацию, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.
Гражданский кодекс РФ делит все объекты правоотношений на три группы:
1. Свободно обращающееся объекты права.
2. Объекты ограниченные в обращении.
3. Объекты полностью изъятые из оборота (.
Стоит отметить следующее:
Вещи, безусловно, являются товаром в экономическом смысле, однако свойствами товара обладает гораздо более широкий круг объектов.
Им, в частности, охватываются объекты так называемой интеллектуальной собственности, т. е. нематериальные, по сути, результаты творческой деятельности, а также средства индивидуализации товаров и их производителей (так называемые промышленные права, или «промышленная собственность»).
Речь идет об объектах нематериального характера (научных и технических идеях и решениях, воплощенных в форме чертежей, технических устройств, магнитных записей или дисков; художественных образах, выраженных в рукописях и других художественных произведениях, и т. п.), а также об определенных символах (фирменных наименованиях, товарных знаках и т. д.), которыми невозможно обладать физически, в качестве вещи.
Ведь обладание материальным носителем идеи (например, чертежом, прибором или рукописью) вовсе не делает его приобретателя собственником, т. е. монопольным обладателем соответствующей идеи, ибо в принципе ничто не мешает их создателю (автору) вновь воспроизвести соответствующий материальный носитель, коль скоро идея или символ сохранились в его сознании.
Более того, и в случае возмездного приобретения такого объекта у автора новый обладатель не вправе без согласия автора менять содержание и даже форму данного объекта, считать себя, а не автора его создателем и т. д.
Таким образом, понятие «интеллектуальной собственности» является условным и применяется к объектам не вещных, а исключительных прав (ст. 138 ГК РФ).
Аналогичный по сути вывод следует сделать и по поводу коммерческой информации как объекта гражданских прав.
Ее товарный характер и коммерческая ценность отнюдь не превращают ее в вещь (точно так же, как и сама информация не может быть отождествлена с ее материальным носителем, например с чертежами или рукописью).
При наличии указанных в п. 1 ст. 139 ГК РФ признаков такая информация становится охраноспособной.
Однако ее правовая охрана не может осуществляться с помощью тех же способов, что и охрана вещей (ибо, например, даже возврат в неприкосновенности неправомерно скопированных чертежей все равно не восстанавливает их коммерческую, ценность).
Поэтому для охраноспособной коммерческой информации, носящей название ноу-хау - т. е., устанавливается режим объекта обязательственного, а не вещного права (при заключении с ее обладателем договора об условиях ее использования).
В данной работе была затронута одна из актуальных тем гражданского права. Рассмотрены такие понятия, как имущество, вещи товары и услуги, интеллектуальная собственность, информация, нематериальные блага.