Венчурный бизнес представляет собой вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике.
В результате инновационной деятельности предприятий создаются новые продукты, новые технологии, осваиваются новые рыночные ниши, повышается конкурентоспособность компаний, которая является основным источником устойчивого экономического роста.
Непосредственное использование всех преимуществ венчурного финансирования предполагает, с одной стороны, способность и заинтересованность предприятий внедрять современные разработки, а с другой – наличие развитой и устойчивой финансовой системы, в противном случае – предприятия, воспользовавшись услугами венчурных компаний, будут не в состоянии обеспечить возврат инвестиционных средств.
Механизм создания венчурных фирм основан на договорной основе и на средствах, полученных путем временного объединения капиталов, как правило, нескольких юридических или физических лиц, либо на кредиты или вложения крупных компаний и банков. Финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без всякого материального обеспечения и без гарантий – на собственный страх и риск владельцев капитала.
Современные венчурные предприятия - это гибкие и мобильные структуры, которые характеризуются чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью. Такая активность объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами. В темпах доведения разработки до коммерческой реализации с ними не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы.
В самом начале, венчурный инвестор финансирует само создание компании, затем поддерживает ее развитие, на определенной стадии оказывает содействие в выпуске акций для продажи на фондовом рынке с целью получения прибыли.
Как правило, венчурная фирма создается для решения конкретной проблемы, и после завершения этой работы она либо расформировывается и прекращает свою деятельность, либо поглощается крупной фирмой (часто, одним из учредителей), либо самостоятельно при благоприятной коммерческой конъюнктуре и явной конкурентоспособности созданного продукта выходит на рынок и путем продажи коммерческой разработки укрепляет свое финансовое положение , создает собственное производство и организует коммерческие операции на базе доработанных нововведений. В таком случае бывшее венчурное предприятие организует производство небольших партий изделий, выгодно реализует их, выполняет свои обязательства перед инвесторами и путем продажи лицензий выручает необходимые средства для разворачивания собственного производства.
При этом, успех напрямую зависит от таких факторов, как разделение совместных рисков между венчурным инвестором и предпринимателем, длительный период «совместного проживания», и открытое декларирование обеими сторонами своих целей на самом начальном этапе общей. Однако именно такой подход представляет собой основное отличие венчурного инвестирования от банковского кредитования или стратегического партнерства.
Непосредственное развитие венчурной индустрии в России началось в 1990 г. К 2003 г. Россия вошла в первую десятку (8 - е место) самых привлекательных для иностранных инвестиций стран. В конце 2004 г. несколько ведущих мировых венчурных фондов (Menlo Ventures, Insight Venture Partners и др.) начали осуществлять финансирование российских компаний. Инвестировано более 40 млн долл. США.
На сегодняшний день венчурные инвестиции являются инструментом не столько первоначального формирования компании, сколько развития и экспансии. Тем не менее, компании, находящиеся на начальных стадиях развития бизнеса, также рассматривают возможности получения венчурных инвестиций.
Вот уже на протяжении последних 7 лет в России постепенно формируется политический и предпринимательский климат, благоприятный для венчурного и прямого инвестирования. Ряд шагов, предпринятых сообществом венчурной индустрии и государственными структурами различных уровней, способствует развитию малого и среднего бизнеса (в частности, в сфере high - tech), что, в свою очередь, может придать импульс развитию российской экономики в целом.
К сожалению, инновационная активность российских предприятий все еще остается на низком уровне. По данным Федеральной службы государственной статистики, технологическими инновациями у нас занимаются только 8–9 % предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии – от 70 до 82%. Практически не используется инновационный потенциал российской науки и системы образования. Имеющиеся инновационные программы по разработке новых видов продукции не всегда в нужном объеме обеспечены денежными средствами как со стороны государства, так и со стороны коммерческих структур, кредитами банков – государственных и коммерческих.
Из-за отсутствия достаточно четких механизмов выхода инвестора из проекта в России доминируют в основном такие механизмы выхода инвесторов из венчурного капитала, как продажа компании стратегическим инвесторам или выкуп менеджментом. Такой инструмент выхода из капитала, как IPO, используется редко, поскольку требует от компании прозрачности в финансовой отчетности. В результате за последние два года было реализовано только два выхода через IPO.
На сегодняшний день необходима программа поддержки инновационных кластеров в регионах и в целом по России. При этом данная программа может быть ориентирована на малые и средние университетские города, обладающие достаточным научным и образовательным потенциалом. Она может включать в себя конкурсный отбор и софинансирование проектов, разработанных совместно муниципалитетами, университетами и/или академическими институтами с участием бизнес - структур.
При этом особым покровительством государства должно пользоваться малое наукоемкое венчурное предпринимательство. Его возможности используются в России совершенно неудовлетворительно. Мировой опыт показывает исключительную эффективность данного сегмента малого бизнеса. К тому же анализ опыта новых индустриальных стран свидетельствует о необходимости изменения политики правительства России в стимулировании инноваций.
Для России на данный момент необходимым является принятие закона «О государственной политике в области малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К этому системообразующему закону должен быть разработан закон о государственном регулировании инновационного и венчурного предпринимательства, а также законы в каждой отрасли малого и среднего бизнеса, в которых следует предусмотреть передачу малого бизнеса, в том числе производственного и инновационного, в ведение местной власти с переводом в местные бюджеты налоговых платежей, тем самым стимулируя администрацию регионов к финансовой поддержке начинающего бизнеса.