Возможность точно определять принадлежность человека к тому или иному
психотипу опирается не столько на логические знания, сколько на опыт.
Аналогию можно провести с тем, как каждый взрослый человек способен
определить, кто перед ним: мужчина или женщина. Трудность определения
психотипа упирается только в то, что человек с возрастом перестаёт учиться,
а начинает изучать, т.е. воспринимает окружающую действительность не телом,
а умом, переходит от непрерывного восприятия к дискретному, что облегчает
структурирование, но лишает возможности воспринимать целостно. Каждый
человек, живя в социуме, вынужден в большей или меньшей степени имитировать
свою принадлежность к иным психотипам. Необходимость выполнять сложные
социальные роли и соответствовать неким общественным эталонам заставляет
человека нарабатывать привычки и вести себя так, что его изначальный
психотип покрывается всё новыми и новыми «культурными слоями» и делается
недоступным для логического восприятия. Определить психотип человека можно,
замечая, в первую очередь, его неконтролируемые, естественные проявления:
жесты, телодвижения, тембр голоса, реакцию на внешние сигналы и многое
другое. В счёт идёт не то, что человек хочет преподнести в виде своего
образа, а те небольшие искажения в образе, которые прорываются сквозь
хорошо поставленный голос, контролируемую мимику, натренированную походку,
дозированное выделение эмоций. Чтобы замечать эти микропроявления
естественности в другом, человек сам должен быть очень внимателен, и, как
ни странно, внимателен прежде всего к себе.
Самые популярные современные типологии, которые мы рассмотрели в нашей
работе, были созданы на основе обобщения наблюдений за поведением людей с
психическими отклонениями. И, как правило, уровень личностного развития
этих людей был не самым высоким, т.е. в их поведении доминировали
шаблонные, они же типологические, особенности. А чем выше уровень
личностного развития, тем более сложным становится рисунок личности, тем
труднее он вписывается в прокрустово ложе типологий. Тем не менее польза от
типологий есть, хотя бы в том, что они помогают составить первое
впечатление о человека, прогнозировать, какое поведение для него будет
наиболее комфортным, а какое может быть потенциально конфликтным.
В процессе проведенной работы, нами были выполнены следующие задачи:
1. Систематизированы исследования по проблеме личностных психотипов
в литературе.
2. Осуществлен теоретический анализ психологической литературы по
проблеме классификации акцентуаций.
3. Исследованы личностные психотипы в группе студентов МФПА.
4. Установлены различия в проявлении психотипа до и после
коррекционной работы.