Содержание
Введение 2
Глава 1. Состояние системы льготного обеспечения лекарствами нуждающихся категорий населения. 3
1.1 Финансирование системы льготного лекарственного обеспечения 4
1.2 Категории льготников 5
1.3 Международный опыт организации лекарственного обеспечения льготной категории населения 7
Глава 2. Совершенствование системы обеспечения льготными лекарствами нуждающихся категорий населения. 18
Выводы и предложения 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Выводы и предложения
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Главная проблема программы ДЛО (ОНЛС) – недостаточное финансирование (подушевой лимит финансирования программы в 2008 г. – 417,0 руб. в месяц – объективно недостаточен для покрытия расходов на лечение большинства хронических заболеваний: например, лечение гипертонической болезни в среднем стоит не менее 700 руб. в месяц).
2. Нарушен страховой принцип: заложенный изначально в программу ДЛО принцип солидарной страховой ответственности, когда здоровый платит за больного, позволивший программе ДЛО работать в 2005 г., не реализуется с 2006 г.: более 70% лиц из отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, предпочли монетизацию льгот.
3. Недостаточное финансирование дополнительного лекарственного обеспечения при сохранении в общем перечне “дорогостоящих” заболеваний, прежде всего онкологических (процент удовлетворения заявки региональных больных по этой нозологии не превышает 25%), бронхиальной астмы, сахарного диабета и психоневрологических заболеваний, ставит под сомнение финансовую стабильность программы во II полугодии 2008 г.
4. механизм динамичного изменения объема финансирования в течение года отсутствует, хотя число льготников в регионе постоянно меняется (лица, вновь получившие инвалидность).
5. Приходится закупать лекарственные средства в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан исключительно путем проведения аукциона по международным непатентованным наименованиям, где определяющим фактором выбора является цена.
В целях дальнейшего совершенствования организации лекарственного обеспечения льготных категорий населения города мы предлагаем:
1. обеспечить оформление договорных отношений с уполномоченными фармацевтическими фирмами на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для категорий населения, имеющего право на выписку льготных рецептов, предусмотрев установление на конкурсной основе единых предельных розничных цен по всей номенклатуре лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
2. обеспечить подготовку информации о ходе реализации лекарственного обеспечения льготных категорий населения один раз в полугодие (15 июля и 15 января).
3. обеспечить выделение окружным Управлениям здравоохранения целевого финансирования на оплату расходов по льготному отпуску медикаментов в сроки, предусмотренные соответствующими договорами и в объемах, не превышающих утвержденные лимиты.
Практические рекомендации
1. При усовершенствовании системы льготного лекарственного обеспечения населения Российской Федерации необходимо учитывать опыт проведения этой работы в городе Москве. Прежде всего, необходимо техническое обеспечение этого проекта. Без современной техники и современных компьютерных программ невозможен персонифицированный учет потребления и потребности в медикаментах каждого отдельно взятого пациента. В каждом лечебном учреждении необходимо создать реестр льготников, который постоянно должен корректироваться со списками пенсионного фонда Российской Федерации ,так как дальнейшее развитие реформы предполагает тесное с ним взаимодействие.
Необходимо пересмотреть положение о приобретении средств медицинского назначения( мочеприемников, калоприемников, перевязочных материалов и т. д.) за счет средств субъектов Федерации. Дотационные регионы не смогут обеспечить пациентов этими жизненно им необходимыми предметами медицинского назначения.
Целособразно оставить старый порядок выписывания жизненно необходимых препаратов ( через КЭК ЖГУ), чтобы избежать длительного процесса согласования в органах управления здравоохранения неудобных для больных и медицинских работников.
2. В условиях недостаточного финансирования для обеспечения льготных категорий больных медикаментозными средствами необходимо знать объем выделенного финансирования на год для отдельных ЛПУ. Необходимо предоставить право самим лечебным учреждениям перераспределять средства в течение года, для адекватного медикаментозного обеспечения наиболее тяжелых больных (с тяжелыми формами заболеваний, с большим количеством сопутствующих заболеваний и т. д.).
3. Объем заявленного Правительством РФ финансирования на льготное медикаментозное обеспечение для отдельных категорий больных уже сейчас является недостаточным, необходимо рассмотреть вопрос индексации этой суммы в зависимости от колебаний цен на рынке лекарственных средств и уровня инфляции.
4. Для нормальной организации работы новые приказы и распоряжения необходимо доводить до сведения медицинских работников заранее, за несколько месяцев до вступления их в силу. Используя средства массовой информации необходимо шире информировать население о проводимых реформах еще до момента их начала. Ш
Формирование государственной политики в области лекарственного обеспечения населения относится к числу приоритетных задач социальной сферы. Особое место занимает создание эффективной системы лекарственного обеспечения декретированных категорий населения.
В настоящее время проведена определенная работа по совершенствованию обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной оплатой их стоимости в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и иных категорий граждан, имеющих право на льготы по лекарственному обеспечению в соответствии с действующим законодательством.
Разработаны критерии и условия оценки предложений поставщиков и выявления победителей конкурса по выбору аптечных организаций, осуществляющих отпуск льготных медикаментов. Подготовлен формуляр лекарственных средств для лечения наиболее распространенных заболеваний, исходя из тяжести и характера их течения. Осуществлялись проверки лечебно-профилактических учреждений области по обоснованности выписки медикаментов на льготных условиях, качеству оформления и учета рецептурных бланков.
Осуществлен ряд организационных мероприятий по обеспечению отпуска льготных лекарственных средств. Это позволило ряду лечебно-профилактических учреждений заключить на выгодных условиях договоры с аптеками, обеспечить оптимизацию лекарственных назначений.
В целях обеспечения рациональности лекарственной терапии изменен порядок оформления рецептов на лекарственные средства на льготных условиях.
?
Читать дальше
1. Европейское региональное бюро ВОЗ. Европейская база данных Здоровье для всех (2000—2003).
2. Интернет-страница: www.who.int/medicines.
3. Чучалин А.Г., Белоусов Ю.Б., Шухов В.С. Формулярная система: ключевые понятия // МРЖ. — 1999. — Т.7, №15. — С.3.
4. Kutzin J. A descriptive framework for country — level analysis of health care financing arrangements // Helth Policy. — 2001. — 56 (3): 171—203.
5. Mossialose and Fhomson S.Voluntary health insurance in the European Union, Report prepared for the Directorate General for Employment and Social Affairs of the European commission. — Brussels: European commission, 2002.
6. Murray C.J., Frenk J.A. Framework for assessing the performance of health systems // Bulletin of the World Health Organization. — 2000. — 78 (6): 717—731.
7. Ginzberg E. Health care reform — why so slow? // N.Engle.Med. — 1990. — Vol. 332. — № 20. — P. 1464 —1466.
8. The patient in Focus — f strategy for pharmaceutical sector reform in newly independent states — Copenhagen // WHO EURO. — 1998. — Р. 145.
9. Essential Drugs. Action for equity. WHO Action Programme on essential Drugs. — 1997. — 28 p.
Читать дальше