В л?г?педии п?нятие "?бщее нед?развитие речи" применяется к так?й ф?рме пат?л?гии речи у детей с н?рмальным слух?м и первичн? с?храненным интеллект?м, при к?т?р?й нарушается ф?рмир?вание всех к?мп?нент?в речев?й системы, т.е. ?тмечается п?зднее п?явление речи, скудный запас сл?в, аграмматизм, дефекты пр?изн?шения и ф?нем??браз?вания.
Сл?в? – как лексическая единица представляет с?б?й систему взаим?связанных значений, ?тражающих внеязык?вую действительн?сть. Сл?в? – как грамматическая единица – эт? система всех ег? ф?рм с их грамматическими значениями. Наблюдая ?кружающий мир, ребен?к фиксирует св?и знания ? нем не т?льк? в лексике, н? и в грамматике. Абстрактные грамматические значения п?зв?ляют выражать сл?жные ?ттенки мысли в наиб?лее к?мпактн?й ф?рме.
?бщее нед?развитие речи — дефект п?лиэти?л?гический. ?н м?жет выступать и как сам?ст?ятельная пат?л?гия, и как следствие других, б?лее сл?жных дефект?в, таких как алалия, дизартрия, рин?лалия и т. д.
Сам?ст?ятельным, или чистым (единственным), дефект речи считается, если несф?рмир?ванными в с??тветствии с в?зрастн?й н?рм?й ?казываются звук?пр?изн?шение и ф?нематическ?е в?сприятие, а также сл?варный запас и грамматический стр?й языка.
Ребенку с люб?й ф?рм?й п?ражения речев?й функции независим? ?т т?г?, захватывает ли п?ражение центральные механизмы речи (например, при алалии), или т?льк? периферические (например, при рин?лалии), или т? и друг?е вместе, предст?ит ?владеть р?дным язык?м сначала как средств?м ?бщения, а затем как средств?м мышления. Для эт?г? предст?ит пр?йти сл?жный путь усв?ения языка как системы, в к?т?р?й все ее с?ставные части и элементы (сл?ва, м?рфы, ф?немы и т.п.) нах?дятся в зак?н?мерных ?тн?шениях.
Медленн? и св?е?бразн? пр?двигаются дети с нарушениями развития речи в ?владении р?дным язык?м. На кажд?м этапе ?ни испытывают ?пределенные трудн?сти в усв?ении тех или иных единиц речи. При эт?м ?дин и т?т же ур?вень язык?в?г? развития м?жет иметь мест? у детей разн?г? в?зраста и при различных диагн?зах. Например, дети с первичн? с?храненным интеллект?м и н?рмальным слух?м в качестве сл?весных средств ?бщения исп?льзуют десят?к "лепетных сл?в" и в 3 г?да, и в 5, и в 6 лет. ?днак? из с?временн?й практики л?г?педии известн?, чт? указанный ур?вень речев?г? развития у шестилет?к встречается теперь крайне редк? в сравнении с данными 20-летней давн?сти. Практическая л?г?педия также х?р?ш? знает, чт? ?дни и те же неправильные ф?рмы сл?в и св?е?бразные сл?в?с?четания встречаются и при алалии, и при задержке речев?г? развития, и при дизартрии.
Как и в н?рме, так и в пат?л?гии, развитие детск?й речи представляет с?б?й сл?жный и мн?г??бразный пр?цесс. Дети не сразу и не вдруг ?владевают лексик?-грамматическим стр?ем, сл?г?в?й структур?й сл?в, звук?пр?изн?шением, сл?в?изменением и т.п. ?дни язык?вые группы усваиваются раньше, другие значительн? п?зже. П?эт?му на различных стадиях развития детск?й речи ?дни элементы языка ?казываются уже усв?енными, а другие еще не усв?енными или усв?енными т?льк? частичн?. ?тсюда так?е разн??бразие нарушений разг?в?рных н?рм детьми.
Д? ?пределенн?г? м?мента детская речь из?билует нет?чн?стями, к?т?рые свидетельствуют ?б ?ригинальн?м, неимитивир?ванн?м исп?льз?вании так?г? стр?ительн?г? материала языка, как м?рф?л?гические элементы. П?степенн? смешиваемые элементы сл?в разграничиваются п? типам скл?нения, спряжения и другим грамматическим катег?риям и единичные, редк? встречающиеся ф?рмы начинают исп?льз?ваться п?ст?янн?. П?степенн? св?б?дн?е исп?льз?вание м?рф?л?гических элемент?в сл?в идет на убыль и уп?требление ф?рм сл?в стан?виться уст?йчивым, т.е. ?существляется их лексикализация.
Исслед?ватели ан?мальн?й детск?й речи давн? п?днимали в?пр?с ? неправ?мерн?сти п?стан?вки "речев?г? диагн?за" т?льк? на ?сн?вании ?писания у детей ?с?бенн?стей их речевых средств ?бщения, взятых в статике и в ?трыве ?т ?бщей клиническ?й картины.
Практики ?бращали внимание на сп?нтанн?е развитие ан?мальн?й детск?й речи, указывали на т?, чт? различные пери?ды ее св?е?бразн?г? ф?рмир?вания част? квалифицируются как "речевые диагн?зы", к?т?рые вид?изменяются п? мере р?ста ребенка и ?владения им р?дным язык?м.
Темп сп?нтанн?г? усв?ения ребенк?м различных структур языка является д?п?лнительным диагн?стическим признак?м варианта речев?г? нед?развития (алалия, или задержка).
?днак? сведения ? вариантах динамики ?братим?сти ?бщег? нед?развития речи лежат п?ка за п?р?г?м наших знаний и не м?гут быть п?лучены д? тех п?р, п?ка не будут п?знаны д? к?нца пр?цессы усв?ения р?дн?г? языка детьми с нарушениями развития речи в сравнении с к?нкретными данными н?рмы.
В л?г?педии нарушения речи ник?гда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка. П?эт?му взаим?связь речев?й деятельн?сти детей с? всеми ст?р?нами их психическ?г? развития д?лжна быть в центре внимания л?г?педа. Наблюдательный специалист всегда ?братит внимание на с??тветствие между речевым и умственным развитием ребенка.
Итак х?чется ?тметить, чт? дети с ?НР не м?гут сп?нтанн? стать на ?нт?генетический путь развития речи, св?йственный н?рмальным детям, требуется длительн?е специальн?е к?ррекци?нн?е в?здействие.
Таким ?браз?м, п?нятие "?бщее нед?развитие речи" ?тражает фен?мен?л?гический п?дх?д к нарушению речев?г? развития, и анализ ег? д?ступен педаг?гу. Так?й п?дх?д не претендует на пат?генетический анализ структуры дефекта, требующий ?т специалиста с?лидн?й ?бщеби?л?гическ?й и медицинск?й к?мпетенции, чт? является прер?гатив?й врача.
?днак? педаг?гу-л?г?педу не безразличн?, с кем ?н раб?тает, на как?м ф?не в?зникает ?бщее нед?развитие речи, как?е влияние на темп речев?г? развития ?казывают с?путствующие невр?л?гические нарушения, генетические предп?сылки, ?с?бенн?сти психическ?й деятельн?сти, личн?стные ?с?бенн?сти ребенка, наличие или ?тсутствие медикамент?зн?г? лечения и другие факт?ры, к?т?рые м?гут быть д?быты и пр?анализир?ваны т?льк? в с?вместн?й раб?те педаг?га с врач?м.
?