Цель данной работы состояла в исследовании вопросов управления прибылью организации.
Для достижения цели, на первом этапе работы была раскрыта сущность прибыли предприятия.
Прибыль предприятия позволяет говорить о тенденциях его развития. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.
Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффек-тивной деятельности.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.
В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.
Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопле-ние.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия.
На втором этапе проведен анализ прибыли ОАО «Техномир», сделаны следующие выводы.
Себестоимость услуг ОАО «Техномир» (без коммерческих и управленческих расходов) в 2008-2009 гг. росла несколько менее высокими темпами (37,55%), чем объем продаж (39,8%). В результате совместного влияния этих составляющих произошло в целом снижение доли полной себестоимости в выручке от реализации с 92% до 90%, а чистая прибыль за 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 41% и составила 6 935 тыс. руб.
Тем не менее следует отметить, что на качество прибыли ОАО «Техно-мир» с точки зрения влияния затрат отрицательное воздействие в 2009 г. оказал значительный рост коммерческих расходов (+508,84%).
В 2008-2009 гг. операционный рычаг вырос с 1,1 до 1,38, а запас прочности снизился с 25,54% до 23,81%. В то же время Структура маржинального дохода ухудшилась — доля постоянных расходов увеличи-лась с 9,18% до 27,5%, соответственно доля прибыли снизилась до 72,5% против 90,82%.
Операционные и внереализационные расходы в совокупности с действием доходов и налогов уменьшили в 2008 году прибыль на 1677 тыс. руб., а прибыль 2009 года на 1881 тыс. руб.
На третьем этапе в качестве направления повышения прибыли ОАО «Техномир» был предложен проект организации Интернет-магазина, специализирующегося на бытовой технике и электронике.
Оценка экономической эффективности предложенного мероприятия вы-явила его состоятельность. Анализ показал, что совокупное увеличение значения чистой прибыли ОАО «Техномир» в 2011-2013 гг. в результате реализации проекта может составить 4,57%.