Нефтяная промышленность ( отрасль экономики, занимающаяся добычей,
переработкой, транспортировкой, складированием и продажей природного
полезного ископаемого — нефти и сопутствующих нефтепродуктов. К смежным
отраслям промышленности относят геофизику, бурение, производство
нефтегазового оборудования. Основу нефтяной промышленности составляют
вертикально-интегрированные нефтяные компании.
В структуру нефтяной промышленности России входят:
- вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), которые
осуществляют деятельность по добыче, переработке и реализации нефти и
нефтепродуктов.
- нефтегазодобывающее управление — предприятие (или структурное
подразделение предприятия) занимающееся добычей и перекачкой «сырой» нефти
и газа до узла коммерческого учёта. В инфраструктуру НГДУ обычно входят ДНС
(дожимные насосные станции), КНС (кустовые насосные станции), УПСВ (узел
предварительного сброса воды), внутрипромысловые трубопроводы
(Нефтепроводы).
- НПЗ – нефтеперерабатывающие заводы.
На развитие нефтяной промышленности, особенно в системе международного
разделения труда, влияют различные (геологические, природно-климатические,
экономические, геополитические, экологические, правовые, политические и
другие) условия и факторы. Основные факторы, определяющие перспективу
развития отрасли:
- уровень мировых цен на нефть и в целом конъюнктура мировых
энергетических рынков;
- налоговая политика государства и принятая система
недропользования;
- научно-технический прогресс в разведке и разработке
месторождений углеводородов;
- состояние и качество подготовленной минерально-сырьевой базы
отрасли.
Основными показателями состояния нефтяных образований являются
геологические исследования имеющихся и перспективных месторождений,
состояние скважин и оборудования для добычи и переработки нефти,
трубопроводов и нефтяных танкеров и т.д.
Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет
олигополистический характер и характеризуется наличием вертикально-
интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность
на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая,
мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.
В течение 2004-2007 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего
роста экономической концентрации и сокращения количества независимых
участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли
компаний с государственным участием.
Также в нефтяной промышленности России наблюдается рост нарушений
Федерального антимонопольного законодательства.
Основная тенденция, которая наблюдается в секторе нефтедобычи и
нефтепереработки – это агрессивные методы добычи, которые ведут к быстрому
истощению нефтяных месторождений, а это, в свою очередь, постепенно
приведет к упадку и нефтеперерабатывающей отрасли. Большая часть
добываемой нефти экспортируется, что приводит к повышению цен на нефть и
нефтепродукты на внутреннем рынке.
Важнейшей тенденцией развития не только мировой, но и российской
нефтеперерабатывающей отрасли является повышение глубины переработки нефти
и рост объема выпуска высококачественных нефтепродуктов. Сложившаяся
благоприятная конъюнктура мирового рынка нефтепродvктов является стимулом
для развития отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в направлении
производства и экспорта продуктов, соответствующих высоким стандартам
качества.
Деятельность нефтяного сектора регламентируется в основном тремя
законодательными актами: Федеральным законом «О недрах», Налоговым Кодексом
РФ и антимонопольным законодательством. В настоящее время ведется
разработка Федерального закона «О нефти». Также некоторое влияние на
нефтяной сектор оказывает федеральная программа развития ТЭК.
Согласно ЭС-2030, в ближайшие 20 лет ТЭК сохранит важнейшую роль в
экономике страны. Однако опережающими темпами будут развиваться
инновационные малоэнергоемкие отрасли экономики: при этом удельный вес ТЭР
в экспорте к 2030 году сократится по сравнению с уровнем 2005 года не менее
чем в 1,7 раза; доля ТЭК в ВВП снизится с 32% до 18%; доля капиталовложений
в ТЭК в процентах к ВВП — не менее чем в 1,4 раза; а в общем объеме
капиталовложений — более чем в 2 раза. Удельная энергоемкость ВВП за
указанный период должна снизиться более чем в 2 раза, а удельная
электроемкость — не менее чем в 1,6 раза.
Проведение среднесрочной государственной энергетической политики для
защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления
государственной собственностью, достижения качественно нового состояния
энергетического сектора осуществляется на следующих принципах:
- последовательность действий государства по реализации важнейших
стратегических ориентиров развития энергетики;
- заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и
готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических
компаний;
- обоснованность и предсказуемость государственного регулирования,
направленного на стимулирование частной предпринимательской
инициативы в области реализации целей государственной политики,
в том числе в инвестиционной сфере.