В данной работе были исследованы мемуары Сальвадора Дали «Дневник
одного гения».
По ходу работы было проведено изучение теоретических исследований по
данной теме. В результате изучения материалов было выявлено, что Сальвадор
Дали – художник не только безгранично талантливый и невероятно
продуктивный, но и способный черпать вдохновение из самых, казалось бы,
невозможных вещей. Дали очень многое подчерпывал из философии Ницше и
Фрейд, однако, как и во всем, он был невероятно избирательным и заимствовал
только те идеи, которые отвечали его собственным понятиям. Также был сделан
вывод о том, что «Дневник одного гения» - это достаточно типичное для
сюрреалистов произведение, как по своей форме, так и по смысловой
структуре. «Дневник» не является целостным произведением, а скорее набором
эссе разного объема, объединенных, помимо авторства, лишь временными
рамками.
В практической части работы был составлен историко-бытовой комментарий
к «Дневнику». Цель комментария – разъяснить читателю персоналии и реалии,
описываемые в произведении. Дали в своем «Дневнике» одного гения использует
множество имен собственных и упоминаний о каких-либо культурных,
исторических или географических фактах, которые могут быть неизвестны
рядовому читателю.
Это может сильно осложнить восприятие читателями информации и оценку
ими художественной ценности произведения. В таком случае наилучшим выходом
является подробный историко-бытовой комментарий, разъясняющий, о каких
людях, событиях и местах идет речь в произведении.
В работе было составлено более 80 единиц комментариев. В большинстве
случаев, персоналии, упоминаемые Сальвадором Дали, являются либо его
современниками, друзьями и коллегами, либо теми, кем он восхищался и на
кого равнялся в своем творчестве и жизни. Нередки также упоминания античных
поэтов, философов, ученых и мифологических мотивов.
Реалии, упоминаемые Сальвадором Дали, – это чаще всего реалии и
культурные номинации, являвшиеся частью его жизни, а географические
названия, встречающиеся в тексте, чаще всего являются названиями мест, где
Дали жил и работал.
На основе проведенного исследования мы можем сделать вывод, что
Сальвадор Дали был одним из величайших творцов сюрреализма, однако
насколько его картины может быть трудно воспринимать без пояснений,
настолько же затруднено может быть понимание его книг без комментариев.
Список использованной литературы
1. Бергсон. А. Творческая эволюция / М. : Наука, 2001. – 384с.
2. Бона. Д. Гала – муза Дали / М. : Русмич, 2002. – 512с.
3. Выготский. Л. С. Психология искусства / М. : Лабиринт, 2010. –
352с.
4. Гибсон. Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали / М. : Арт-Родник,
1998. – 768с.
5. Дешарн, Р., Дешарн, Н. Сальвадор Дали / М. : Белый город, 2001.
– 382с.
6. Завадская. Е. Загадка Сальвадора Дали // Творчество. – 1989. -
№1. – С.27
7. Куликова. И. С. Сюрреализм в искусстве / М.: Наука. 1970. – 174
с.
8. Лесли. Р. Сюрреализм. Мечта о революции / Минск : Белфакс, 1997.
– 128с.
9. Лорка. Ф. Г. Избранные произведения / М. : Художественная
литература, 1975. – 968с.
10. Нере, Ж. Дали / М. : Арт-родник, 2009. – 96с.
11. Ницше. Ф. Сочинения в двух томах / М. : Мысль, 1990.
12. Петряков, А. М. Сальвадор Дали. Божественный и многоликий / СПб.
: Питер, 2008. – 224с.
13. Петряков, А. М. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество/ СПб.
: Нева, 2006. – 320с.
14. Рожин. А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность / А. И. Рожин. М.
: Республика, 1992. – 224с.
15. Якимович. А. К. Дневник одного гения / А. К. Якимович. М. :
Искусство, 1991. – Вступительная статья. – С.5-43.
16. Яковлев. Е. Г. Эстетическое сознание, искусство и религия / Е.
Г. Яковлев. М.: Искусство. 1969. – 175 с.
Список источников
1. Дали. А. М. Сальвадор Дали глазами сестры. Сальвадор. Письма
Федерико Гарсиа Лорке. Стихи. Святой Себастьян; Федерико Гарсиа
Лорка. Ода Сальвадору Дали. Письма Сальвадору Дали и Ане Марии
Дали. Из писем друзьям / М. : Эксмо, 2003. – 320с.
2. Дали. С. Дневник гения / М. : Азбука-классика, 2008. – 288с.
3. Дали. С. Дневник гения / М. : Азбука-классика, 2007. – 288с.
4. Дали. С. Дневник одного гения / М. : Искусство, 1991. – 272с.
5. Дали. С. Дневник одного гения / М. : Искусство, 1997. – 254с.
6. Дали. С. Дневник одного гения / М. : Поппури, 2003. – 336с.
7. Дали. С. Дневник одного гения / М. : Эксмо, 2006. – 464с.
8. Дали. С. Дневник одного гения / М. : Эксмо, 2009. – 384с.
9. Дали. С. История одного гения / М. : Майор, Издатель А. И.
Осипенко, 2011. – 197с.
-----------------------
[1] Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. :
Лабиринт, 2010. – 352с.
[2] Куликова, И. С. Сюрреализм в искусстве / И. С. Куликова. – М.: Наука.
1970. – 174 с.
[3] Дали, А. М. Сальвадор Дали глазами сестры. Сальвадор. Письма Федерико
Гарсиа Лорке. Стихи. Святой Себастьян; Федерико Гарсиа Лорка. Ода
Сальвадору Дали. Письма Сальвадору Дали и Ане Марии Дали. Из писем друзьям
/ А. М. Дали, С. Дали, Ф. Г. Лорка. – М. : Эксмо, 2003. – 320с.
[4] Там же
[5] Лесли, Р. Сюрреализм. Мечта о революции /Р. Лесли. Минск : Белфакс,
1997. – 128с.
[6] Гибсон, Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали / Я. Гибсон. – М. : Арт-
Родник, 1998. – 768с.
[7] Завадская, Е. Загадка Сальвадора Дали / Е. Завадская // Творчество. –
1989. - №1. – С.27
[8] Гибсон, Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали / Я. Гибсон. – М. : Арт-
Родник, 1998. – 768с.
[9] Лорка, Ф. Г. Избранные произведения / Ф. Г. Лорка. – М. :
Художественная литература, 1975. – 968с.
[10] Рожин, А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность / А. И. Рожин. – М. :
Республика, 1992. – 224с.
[11] Якимович, А. К. Дневник одного гения / А. К. Якимович. – М. :
Искусство, 1991. – Вступительная статья. – С.5-43.
[12] Якимович, А. К. Дневник одного гения / А. К. Якимович. – М. :
Искусство, 1991. – Вступительная статья. – С.5-43.
[13] Яковлев, Е. Г. Эстетическое сознание, искусство и религия / Е. Г.
Яковлев. – М.: Искусство. 1969. – 175 с.