Введение…………………………………………………………………...4 1. Стресс и тревога в учебной деятельности старших школьников………6 1.1. Стрессогенные факторы предэкзаменационной ситуации……6 1.2. Тревога, особенности протекания тревоги вызванной предэкзаменационным стрессом………………………………….….10 2. Практика психологической коррекции тревожного состояния вызванного предэкзаменационным стрессом…………………………...13 2.1. Диагностика уровня тревоги и уточнение стрессогенных факторов…………………………………………………………...……13 2.2. Коррекция тревожного состояния. …………………………….18 2.3. Описание и анализ случаев индивидуальной работы………...32 2.4. Эффективность проведенной коррекционной работы…….….40 Заключение…………………………………………………………….…42 Список использованной литературы……………………………..…….44 Приложения……………………………………………….…...……...….47

Особенности коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников

дипломная работа
50 страниц
100% уникальность
2011 год
97 просмотров
Мельгуй Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………...4 1. Стресс и тревога в учебной деятельности старших школьников………6 1.1. Стрессогенные факторы предэкзаменационной ситуации……6 1.2. Тревога, особенности протекания тревоги вызванной предэкзаменационным стрессом………………………………….….10 2. Практика психологической коррекции тревожного состояния вызванного предэкзаменационным стрессом…………………………...13 2.1. Диагностика уровня тревоги и уточнение стрессогенных факторов…………………………………………………………...……13 2.2. Коррекция тревожного состояния. …………………………….18 2.3. Описание и анализ случаев индивидуальной работы………...32 2.4. Эффективность проведенной коррекционной работы…….….40 Заключение…………………………………………………………….…42 Список использованной литературы……………………………..…….44 Приложения……………………………………………….…...……...….47
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема школьной тревожности, в особенности тревожности в ситуации экзамена, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области педагогики и психологии, но и к сфере интересов возрастной, и медицинской психологии, социологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства. Выбранная нами тема работы - «Особенности коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников» является актуальной, так как проблема школьной тревожности заключается и в необходимости разработки методик и программ коррекции. Цель исследования: заключается в изучении особенностей коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников.


Можем сделать решение контрольных онлайн , напишите специалистам.


. Объект исследования: старший школьный возраст, как возраст повышенной ответственности и самоопределения. Предмет исследования: коррекционные особенности предэкзаменационной тревожности старших школьников. Гипотеза: Коррекционные мероприятия по снижению уровня предэкзаменационной тревожности оказывают положительное влияние на уровень всех видов тревожности личности. Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме особенностей коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников. 2. Экспериментальным путем исследовать уровень тревожности у старшеклассников и выявить стрессогенные факторы в предэкзаменационной ситуации. 3. Разработать программу коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников. 4. Определить эффективность разработанной программы в ходе контрольного эксперимента. 5. Провести анализ полученных результатов диагностической и коррекционной работы. Методологической основой исследования явились основополагающие принципы психологической науки: принцип системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фильдштейн); принцип активности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, И.Б. Котова); принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Яро-шевский); принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.) Научная новизна работы заключаются в том, что в ходе исследования изучены и раскрыты специфика коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем предэкзаменационной тревожности, вносят определенный вклад в изучение закономерностей психического и личностного развития старшеклассников. Работа способствует уточнению понимания феномена тревожности и ее проявления, в отношении его происхождения, степени стабильности и факторов. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть применены в коррекционной работе в педагогической и возрастной психологии.

Читать дальше
Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно, однако возможно воздействовать на самый важный аспект - личность старшеклассника. В контексте нашей работы, мы терминологически отличили тревогу от тревожности. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства, реакция на непривычные для организма условия среды, тревожность же является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Волнение по поводу учебных неудач создает накопление негативных эмоций, которые влияют на все сферы жизни старшего школьника. В итоге, подросток, оказывается в стрессовой ситуации один на один с предметом своих страхов, не предоставляя самому себе права на ошибку. В ходе нашей работы мы исследовали особенности коррекции тревожности предэкзаменационной ситуации у старших школьников. Она состояла из определенных упражнений в малых группах, в которых были выработаны модели поведения, эффективные для преодоления волнения. В контрольном эксперименте, мы выявили, что в среднем уровень тревожности старших школьников снизился на 25-30 %. При исследовании личностной тревожности в контрольном эксперименте, мы выявили следующие результаты: высокий уровень показали – 11 школьников (27 %), до проведения коррекционной работы – 45 %; умеренный – возрос от 50 до 60 %. По методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» наиболее высокий уровень тревожности были выявлены до проведения коррекционной работы по шкале «школьная тревожность» - 85 %, и «межличностная тревожность» - 77 %, после ее проведения получены - 56 % и 59 % высокого уровня соответственно. В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи: 1. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме особенностей коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников. 2. Экспериментальным путем исследован уровень тревожности у старшеклассников и выявлены стрессогенные факторы в предэкзаменационной ситуации. 3. Разработана программа коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников. 4. Определена эффективность разработанной программы в ходе контрольного эксперимента. 5. Проведен анализ полученных результатов диагностической и коррекционной работы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что программа коррекции показала свою эффективность. Она может быть применена, как метод коррекции тревожности старших школьников, в предэкзаменационной ситуации. Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтверждена: коррекционные мероприятия по снижению уровня предэкзаменационной тревожности оказывают положительное влияние на уровень всех видов тревожности личности. (Достоверность результатов проверена с помощью критерия Манна-Уитни. Представлено в Приложении 3)
Читать дальше
1. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. — М.: Фолиум, 1999. 2. Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис... канд. психол. наук. — М., 1998. 3. Гордецова Н. М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. — Пермь, 2001. 4. Плотников В. В., Андрияшик Д. Ю. Значение уровня беспокойства — тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. Вып. 6. — М., 1999. 5. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. — М., 2000. 6. Прихожан А. М. Игры и задания для занятий с подростками: Личностное развитие // Психологическая реабилитация детей и подростков. — Калуга, 2004. 7. Психологическая диагностика и коррекция личности школьника / Отв. ред. И. Ф. Мягков. — Воронеж: ВГПИ, 2001. 8. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1999. - №2. 9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000. 10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2006. 11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 2004. 12. Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1998. 13. Северный А.А., Толстых Н.Н. Тревога // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 1999. 14. Слепичева О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников // Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2006. 15. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. – М., 2003. 16. Спилберг Ч.Д. Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. – CпБ., 2007. 17. Сиваков В. И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности (на примере школ-интернатов): Дис... канд. пед. наук. — М., 2003. 18. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 19. Терешкина И.Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 2000. 20. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1999. 21. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. – Минск, 1999. 22. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения – 2003. – СПб., 2003. 23. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 2008.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image