Цель данной работы состояла в исследовании роли и функций государства в развитии финансовых рынков.
Для достижения цели, на первом этапе работы была раскрыта сущность финансового рынка.
Финансовый рынок — одно из сложных, многогранных экономических понятий, при рассмотрении которого следует учитывать основополагающие позиции:
? это совокупность денежных ресурсов, распределяемых и перерас-пределяемых под влиянием соотношения спроса и предложения на них;
? это механизм, при помощи которого происходит аккумулиро-вание финансовых накоплений и их использование для эффективного инвестирования;
? это совокупность рыночных институтов, направляющих потоки финансовых ресурсов от собственников к заемщикам;
? это совокупность экономических отношений, возникающих в про-цессе мобилизации и использования финансовых ресурсов;
? это особая, специфичная сфера деятельности традиционно существующих и вновь появившихся финансовых институтов, в совокупности составляющих инфраструктуру финансового рынка.
Таким образом, финансовый рынок — это, с одной стороны, совокуп-ность экономических отношений, возникающих в процессе аккумулирования, движения и распределения временно свободных денежных ресурсов с учетом спроса и предложения на них, с другой — специфичная форма деятельности совокупности финансовых институтов, реализующих механизм его функционирования.
Финансовый рынок, как и любой другой, выступает сферой, где государство реализует свои функции: системообразующую, системоорганизующую, системоунравляющую, системорегулирующую, системоконтролирующую, системовоспроизводящую.
В процессе реализации своих системных функций государство воздействует на финансовый по нескольким направлениям.
Основная цель государственной политики по развитию финансового рынка состоит в том, чтобы увеличить доступ к финансовым услугам, сокращая число тех, кто вынужден отказаться от их использования в силу неоправданно высокой стоимости, каких-либо дискриминационных ограничений или несоответствия требованиям потенциальных клиентов.
Важность регулирования финансовых рынков очевидна. Когда регулирование финансовых рынков поддерживается на должном уровне, то для инвесторов будет очевидна стабильность и экономическая выгода их инвестиционных вложений. В подобном случае, кризис и риск распределяется по экономике оптимальным и более безопасным образом. Именно по этой причине финансовые рынки особенно нуждаются в хорошем грамотном регулировании. Учитывая сложность предоставляемых такими рынками финансовых услуг, зачастую их природу и долгосрочность, потенциально или реально большие суммы денег, уровень регулирования финансовых рынков значительно выше степени регулирования услуг не финансовых.
В работе сделан вывод, что Россия относится к группе так называемых формирующих¬ся рынков, экономика которых характеризуется, как правило, заметно меньшими масштабами финансовых институтов, чем в развитых странах, и их меньшей эффективностью.
В странах с развитыми рынками (и с высоким душевым ВВП) в финансовом секторе производится до 8-8,5% ВВП (США, Ве¬ликобритания). Данный факт косвенно свидетельствует о том, что масштабы финансового сектора России заметно меньше, чем в развитых странах. Это, конечно не означает, что в качестве за¬дачи следует ставить повышение его доли в ВВП. Важна, естественно не доля, а то, насколько эффективно финансовый сектор работает и способствует созданию ВВП. Тем не менее, в данном случае количественный показатель отчасти может говорить и о качестве.
Главными общими чертами отечественного финансового рынка являются низкий уровень капитали¬зации; слабая связь рынка с реальным сектором и его незначи¬тельная роль в финансировании инвестиций в производство; относительная неразвитость рынка корпоративных бумаг при пре¬обладании рынка государственных бумаг; узкий круг участников и набор обращающихся финансовых инструментов (особенно производных); недостаточная прозрачность рынка; отсутствие надежной защиты прав миноритарных акционеров. Формирующиеся рынки характеризуются низкой насыщенностью хозяйствен¬ного оборота ценными бумагами, упрощенной продуктовой структурой, малым количеством ликвидных активов и, соответственно, ограниченной способностью к перераспределению денежных ресурсов. Важной особенностей фондовых рынков в странах с развивающейся и переходной экономикой, в том числе и в России, является относительно более высокий уровень доходности и волатильности. Формирующиеся рынки характеризуются более высоким рыночным риском в сравнении с развитыми рынками и меньшей ликвидностью, чем рынки развитых стран. Для всех переходных экономик характерен достаточно высокий показатель концентрации оборота акций, определяемый как частное от оборота акций верхних 5% компаний листинга и общего оборота и составляющий в среднем около 75%. Формирующиеся рынки имеют особенности, связанные с тем, что хозяйство этих стран часто имеет сырьевую и экспортную направленность. Фондовые рынки в переходных экономиках зависят от рынков АДР, их характеризует меньшая прозрачность, большая распространенностью инсайдерской торговли, манипулирования; в меньшей степени защищены инвесторы, неразвито массовое розничное инвестирование.
Рассматривая тенденции развития финансового рынка в настоящее вре-мя можно отметить, что в 2010 г. российский рынок находился на этапе восстановление после кризиса 2008-2009 гг. Кризис 2008-2009 гг. подтвердил статус российского рынка акций как одного из са¬мых рискованных в мире. Он падает глубже других, но и восстанавливается более бы¬стрыми темпами.
Согласно результатам научных исследований на российском финансовом рынке отсутствует единообразный подход государственных регулирующих органов к трактовке экономического содержания и структуры финансового рынка как комплексного объекта регулирования. До марта 2004 года регулирование финансового рынка в России вообще было структурировано по его секторам, которые были закреплены за органами государственного управления (ФКЦБ, Минфин, Минтруд, МАП и т.д.). Сфера их компетенции предопределялась деятельностью тех или иных исторически им подведомственных финансовых институтов. При этом регулирование, в первую очередь, концентрировалось на предъявлении требований к финансовым институтам, а затем уже к финансовым инструментам, которыми они оперируют.
В силу того, что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, ведомственные регуляторы финансового рынка были наделены полномочиями не только по надзору за исполнением законодательства, но и по разработке отраслевой нормативной базы, подменяющей отсутствующее законодательство. Следствием этого стали гигантские диспропорции между количеством и объемом профильных федеральных законов и нормативных актов регулирующих органов.
С подписанием Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была в значительной степени решена проблема межведомственной разобщенности государственных органов на финансовом рынке и сделан важный шаг к реализации общемировой тенденции консолидации его регулирования. Соответственно, анализ состояния уровня развития российского финансового рынка и практики его регулирования позволяет сделать вывод о наличии четырех этапов развития организационно-экономического механизма его регулирования в постсоветский период.
Анализ практики регулирования российского финансового рынка на современном этапе свидетельствует, что, несмотря на определенные подвижки к лучшему, в сложившейся совокупности форм и методов государственного регулирования не обеспечивается базовый принцип — принцип системности организации регулирования.
Кроме того, не соблюдаются в полной мере такие общепринятые в мировой практике принципы регулирования финансового рынка как:
? функциональное регулирование в сочетании с методами институ-ционального контроля и надзора;
? приоритет защиты прав инвесторов и развития всех форм коллек-тивных инвестиций при развитии регулирования;
? приоритет развития инфраструктуры финансового рынка;
? распределение полномочий по регулированию рынка между органами государственного управления только на основе жесткой ответственности за результаты регулирования;
? всемерное использование механизма саморегулирования рынка и его участников.
Отдельно следует рассмотреть период кризиса 2008 г. Финансовый кризис, зародившийся в США и в 2008 г. переросший в мировой, еще раз подчеркнул необходимость поиска разумного баланса между глобализацией и суверенитетом национальных государств, призванных обеспечить безопасность своих граждан. В России финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. высветил слабые стороны модели экономического роста, сложившейся в начале 2000-х гг., продемонстрировал повышенную уязвимость финансового сектора к изменчивости глобального рынка капитала. Даже с учетом общего улучшения положения на финансовом рынке в настоящий момент времени корректировка финансовой системы далеко не завершена, и финансовая стабильность остается непрочной.
Финансовой рынок России в примерно десятилетней перспективе имеет две принципиально разные альтернативы: прекратить свое существование, став частью зарубеж¬ного финансового рынка, либо превратиться в развитый рынок. Учитывая, что уже сегодня большинство развитых национальных финансовых рынков выступают в качестве центров притяжения для ценных бумаг, инвесторов, посредников и эмитентов других национальных юрисдикций (т. е., по сути дела, превратились в глобальные или международные финансовые центры), то можно сделать заключение о том, что в средне¬срочной перспективе понятия «развитый финансовый рынок» и «международный (мировой) финансовый центр» станут синонимами. Это означает, что цель формирования в России идеальной модели финансового рынка как конкурентоспособного в глобальном контексте — по существу, цель формирования его как части российского международного финансового центра. Соответственно, упомянутая альтернатива может быть представлена в следующем виде: либо российский фондовый рынок станет международным финансовым центром, либо его не будет.
Достижение российским финансовым рынком определенных параметров будет означать превращение России в международный финан-совый центр.
С учетом отечественного и мирового опыта развития финансового рынка при оценке организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка предлагается исходить из необходимости выделения трех уровней регулирования: уровня законодательных органов; уровня государственных регулирующих органов; уровня саморегулируемых организаций.
Функционирование законодательных органов в составе организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка выражается в законодательной деятельности Федерального собрания РФ.
В системе органов государственного регулирования, осуществляющих управленческие функции по отношению к финансовому рынку (функции его регуляторов), в качестве наиболее значимых субъектов регулирования следует выделить Правительство РФ, Федеральную службу по финансовым рынка, Банк России, Росфинмониторинг.
В новых политических условиях, представляется естественным сделать вывод о необходимости усиления координирующей роли Правительства РФ в отношении федеральных ведомств, обладающих полномочиями по регулированию финансового рынка и подотчетных непосредственно Правительству, а также выполнения им функции защиты прав инвесторов на финансовом рынке, в том числе, от произвольных действий или бездействия ведомств.