Возникла необходимость купить докторскую диссертацию в Челябинске ? Work5 найдёт решение.
. Тем не менее, долгое время в науке не было последовательно представлено развитие человека в ранней, средней и поздней взрослости. Также не рассматривались во взаимодействии друг с другом те объективные и субъективные факторы, наличие которых необходимо, чтобы человек как природное существо (индивид), как личность (ансамбль отношений) и как субъект деятельности (прежде всего, как профессионал) достиг вершины в своем развитии, и чтобы состоялось акме его индивидуальности. Разноречивость в определении возрастных границ взрослости и границ различных периодов внутри взрослости объясняется также разными принципами построения классификаций: физиологическими, антропологическими, демографическими, психологическими. Рассматривая понятие «взрослость» важно соотнести его с таким понятием, как «зрелость». Данные понятия не тождественны и соотношение между ними непростое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично. В такой трактовке находит выражение акмеологический смысл понятия «зрелость», поскольку здесь с этим понятиям связываются высшие проявления человека как личности и как субъекта деятельности. В этом контексте сам процесс обретения зрелости по мере взросления можно определить как процесс самореализации. Изучению этого процесса посвящена данная работа. Цель исследования: выявить влияние возраста человека на степень сформированности психологических характеристик, обусловливающих самореализацию. Объект исследования: процесс самореализации Предмет исследования: изменение психологических характеристик человека, обусловливающих самореализацию, при переходе из одного возрастного периода в другой. Гипотеза: при переходе человека от одного возрастного периода к другому, степень сформированности психологических характеристик, обусловливающих самореализацию, должна меняться в сторону их совершенствования. Задачи исследования: 1. Рассмотреть различные теоретические взгляды на процесс самореализации. 2. Выделить психологические характеристики, обусловливающие самореализацию. 3. Рассмотреть периодизацию жизненного цикла человека с позиции формирования психологических характеристик, обусловливающих самореализацию. 4. Экспериментально измерить степень выраженности психологических характеристик, обусловливающих самореализацию, у представителей ранней и средней взрослости. 5. Сделать выводы о характере влияния возраста на степень выраженности психологических характеристик, обусловливающих самореализацию. Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция смысловой структуры сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, В.В Столин), принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.), психологические концепции ценностей и ценностных ориентации отечественных (М.И. Бобнева, Б.С. Братусь, Ф.Е.Василюк, А.И. Донцов, Б.И. Додонов, В.А. Ядов) и зарубежных ученых (М.Рокич, Ш.Х Шварц). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные углубляют имеющиеся знания о специфике жизненных ценностей личности в процессе самореализации. Практическое значение. Данные исследования могут быть применены в консультативной, просветительской, диагностической работе, по проблеме самореализации личности. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией. 1. ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы. 1. Теоретические взгляды на проблему самореализации История развития человечества – это история достижений отдельных людей, и, в первую очередь, их высших достижений. Состояние, когда человек становится способным проявить лучшее, что в нем есть и максимально реализовать свои возможности, называют акме. Акме — это многомерное состояние, охватывающее значительный по временной протяженности этап жизни человека и показывающее, насколько он проявил себя как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность. Акме никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью [2]. Под влиянием внешних факторов социальной среды, и, прежде всего, микросреды, человек находится с самого рождения. Социальная микросреда на начальном этапе – это семья, родственники, учителя школы и товарищи по классу, педагоги вуза и сокурсники, друзья. От социальной микросреды зависит содержание и форма общения и предметно-практической деятельности человека, через которые идет познание окружающей действительности и самого себя на каждом из возрастных этапов его жизни. От социальной микросреды зависит и уровень физического здоровья человека, и то, какие ценности жизни и культуры найдут отражение в его отношениях к действительности. В дальнейшем, после окончания учебного заведения, развивающего те или другие личностные черты и дающего профессию, человек продолжает оставаться под постоянным воздействием социальной микросреды, которая его окружает. От того, в какой коллектив попадет работать молодой специалист, во многом зависит дальнейшее развитие его личностных и субъектно-деятельностных характеристик. Так, специалист может попасть в коллектив, который будет предъявлять ему высокие нравственные требования и добиваться высокой профессиональной отдачи, или же он может оказаться в объединении людей, для которого характерны безответственность, труд спустя рукава, круговая порука [31]. Общности людей, объединенных по профессиональному признаку, в зависимости от своей социальной зрелости, компетентности в своей сфере, сложившихся в них социально-психологических особенностей, влияют на общие жизненные позиции каждого своего члена как личности, и достаточно жестко "прорисовывают" "перспективную линию" движения его как субъекта деятельности в избранной им области профессионального труда [8]. То есть уровень, до которого входящий в них человек может подняться, одолевая ступени квалификационной лестницы, в значительной степени лимитируется. Следовательно, лимитируется и то, на какую профессиональную "вершину" может подняться человек, в крайних случаях, - творца-мастера или поденщика- ремесленника. Однако хотя развитие человека и зависит от социальной среды, по мере взросления и, особенно достигнув зрелости, человек во все большей степени может и должен делать себя сам и прогнозировать последствия своих поступков. С другой стороны, человек может без конца держаться позиции объекта воздействия со стороны общества — пассивного потребителя всякой и разной информации, неразборчивого почитателя масскультуры, проводника стереотипного, рутинного поведения. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Сначала это отец и мать, затем друзья, подруги, учителя, затем муж (жена), дети и т. д. Такая жизнь выступает почти как природный процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Второй способ существования связан с появлением рефлексии, как бы приостанавливающей, прерывающей этот непрерывный процесс жизни и выводящей человека мысленно за ее пределы. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. С этого момента, по мнению С. Л. Рубинштейна, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное [17]. Отсюда, с этого момента возникает проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни, к окружающему и осознанного, опосредованного к ней отношения. От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней. Р. А. Ахмеров также выделяет две жизненные программы личности: социально-психологическую адаптацию к социуму (поощряемую обществом) и самореализацию – не всегда совпадающую с программой социально- психологической адаптации личности к социуму. Программа самореализации зачастую может и не осознаваться личностью. Жизненная активность личности может снизиться при переживании того, что программа адаптации не способствует самореализации, и проявляться в переживании смыслоутраты, в биографических кризисах. А. Р. Фонарев выделяет три модуса жизни, которые также можно рассматривать как проявления жизненного мира человека. Первый модус – модус обладания. По своему содержанию он близок первому способу жизни по С. Л. Рубинштейну, адаптационной жизненной программе по Р. А. Ахмерову. Люди, живущие в соответствии с ним, стремятся к личному удобству. Жизнь принимается субъектом такой, какая она есть. Ее не нужно преобразовывать, главное – адаптироваться к определенному порядку [3]. Второй модус – социальных достижений. Здесь человек ориентирован на самореализацию, но эта самореализация может проявляться не только как действительное саморазвитие, самосовершенствование, но и как стремление к власти, достижение каких-то должностей, статуса, которые, по мнению человека, являются объективными показателями его достижений. Может быть и другой вариант, когда самореализация становится самоцелью. Таким образом, данный жизненный мир можно было бы назвать миром псевдосамореализации. Он направлен вовне без учета сущностных особенностей человека. По сути, это бегство от своего внутреннего мира. Третий модус, выделяемый А. Р. Фонаревым, – модус служения, который может быть описан таким параметрами: свобода, ответственность, нравственность, любовь, творчество. Такая материализация духовности человека и есть служение. Вопросы построения такого жизненного мира наиболее разработаны в гуманистических концепциях личности. Так, А. Маслоу, выделяя две основные жизненные программы, связывает выбор той или иной жизненной программы с мотивационной структурой личности. Согласно его представлениям, в мотивационной сфере человека имеют место два вида мотивов. Первая группа — это мотивы дефицитарные (за ними стоят потребности в пище, сексуальная потребность, потребность в безопасности и другие подобные потребности), которые, если они удовлетворены, снимают у человека напряжение, которое он испытывает [12]. Вторая группа мотивов, в терминологии А.Маслоу, — бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, например, отстаивать справедливость, защищать честность, бороться за истину и т.п. Следование их голосу вызывает у человека дискомфорт в его взаимоотношениях с окружением, заставляет забыть о спокойной жизни, рождая возникновение состояния напряжения. Вместе с тем, А.Маслоу рассматривал стремление актуализировать потенциал как интеллектуальную составляющую того, чем является человек, а не как то, что он приобретает. И это стремление оказывается, по мысли А.Маслоу, вершиной пирамиды иерархии потребностей [9]. А.Маслоу выделяет и целый комплекс психических свойств, которые присущи самоактуализирующимся людям, которые помогают им подниматься на самый верхний уровень в процессе самореализации: . Видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. . Самоактуализирующиеся люди могут переносить слабости других и не боятся их силы. . Центрированность на проблеме. То есть они были не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. . Независимость, потребность в уединении. А.Маслоу считал, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими. . Автономность и относительная независимость от культуры и окружения. . Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. . Общественный интерес. Он выражается у самоактуализирующихся людей чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. . Глубокие межличностные отношения. . Креативность. А.Маслоу обнаружил, что все без исключения склонные к самоактуализации люди обладают способностью к творчеству, и эту свою способность не перестают проявлять. Отмечая все эти качества, отличающие самоактуализирующиеся личности от обычных людей, А.Маслоу уточнял, что эти личности вовсе не идеальны. но, тем не менее, самоактуализирующиеся люди, несмотря на несовершенства, — образец психического здоровья. 2. Психологические характеристики, обусловливающие самореализацию. Рассматривая различные теоретические взгляды на проблему самореализации, необходимо выделить некоторые психологические характеристики, лежащие в основе самореализации и детерминирующие процесс обретения зрелости. Из анализа литературы ясно, что особое место в структуре данных характеристик занимает наличие значимых общечеловеческих ценностей. Так, Рубинштейн показывает важность общечеловеческих ценностей через проблему моральной ответственности, которая возникает с появлением рефлексии [19]. В основе модусов жизни Фонарева также лежит определенная структура ценностей. Для модуса обладания это конкретные ценности, имеющие личностную направленность (личное удобство, выгода, минимизация усилий во всех сферах, когда это не касается личного благополучия). В основе модуса социальных достижений лежат индивидуалистические ценности и ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, твердая воля, эффективность в делах). В основе модуса служения лежат общечеловеческие ценности - свобода, ответственность, нравственность, любовь, творчество. В основе человеческих потребностей, которые Маслоу выстроил в иерархическом порядке, также лежат определенные ценности. Бытийный образ жизни Маслоу, по сути, являющийся постоянным процессом самореализации, целиком построен на общечеловеческих ценностях. Таким образом, значимость усвоенных общечеловеческих ценностей является одним из самых важных условий для выхода на ступень самореализации. С акмеологической точки зрения наличие прочно усвоенных общечеловеческих ценностей является достаточным условием для достижения личностного акме [7]. Индивидное акме человека также во многом зависит от структуры ценностей, однако здесь большее значение имеют ценности родителей и ближайшего окружения, а также социально-бытовые условия, в которых ребенок находился с самого раннего детства. Так, ценности здорового образа жизни и физического воспитания в семье способствуют достижению ребенком, по мере его взросления, индивидного акме. Для достижения субъектно - деятельностного акме фактор ценностей также имеет основополагающее значение, однако здесь еще требуется ряд дополнительных условий. Для процесса профессиональной самореализации, вершиной которого и является субъектно - деятельностное акме, огромное значение имеет фактор саморазвития человека, развитие его общего и специального интеллекта человека, его мотивационно - эмоциональной сферы и воли. Особое место в этом ряду занимает наличие активной жизненной позиции, в рамках которой человек «делает себя сам» [24]. Мощный и самостоятельный творческий интеллект, сильные и устойчивые побуждения, за которыми стоят усвоенные человеком основные ценности жизни и культуры, несгибаемая воля, сплавленные воедино, позволяют их владельцу подняться на неординарную для многих вершину в своем развитии – достичь ступени акме. Более систематизированное описание характеристик, обуславливающих самореализацию личности, предложил К. Роджерс. Роджерс выделяет лишь два типа людей: «полноценно функционирующих» и «неприспособленных». Мадди провел сравнительный анализ теорий личности. Особое внимание им было уделено изучению таких характеристик полноценно функционирующего человека, как: o Открытость опыту (включающая в себя эмоциональность и рефлексию); o Бытие «здесь и теперь» (включающее в себя подвижность, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление); o Вера в организмический процесс; o Свобода в жизни (чувство свободной воли и контроля над жизнью); o Творчество Можно говорить, что это и есть интегральные характеристики, так как они являются результатом взаимодействия целого ряда свойств, присущих только личности. При этом, любая из этих характеристик определяется не суммой отдельных, входящих в нее компонентов, а новой системой связей между ними. И каждая подчиняется принципу причинной упорядоченности, т. е. нацелена на достижение какого-либо полезного результата в соответствии с изменениями требований окружающего человека мира. Неприспособленный человек, по К. Роджерсу, обладает противоположными характеристиками: защитами; жизнью по плану; отсутствием доверия к своему организму; чувством, постоянной манипуляции. Такая личность конформна. Шостром Э., в свою очередь, выделяет четыре основные характеристики, отличающие личность в полном смысле этого слова. Это: o честность, которая подразумевает способность быть честным в любых чувствах, какими бы они ни были (прозрачность, искренность, аутентичность); o осознанность как способность самостоятельно сформировать свое мнение о произведениях искусства, музыке и всей жизни (отклик, жизненаполненность, интерес); o свобода в смысле выражения своего потенциала, чувство хозяина жизни (спонтанность, открытость); o доверие, т. е. глубокая вера в других и себя, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями «здесь и теперь» (вера и убеждение). Можно констатировать, что авторы, пропагандирующие идею самоактуализации как основную ценность человека, подразумевают при этом ее социальную составляющую, но не раскрывают ее [21]. С другой стороны, психологи, ориентированные на формирование устойчивой, психически здоровой личности, значительно большее внимание уделяют собственно социальной интегрированности человека. Либо включая ее как самостоятельную характеристику в общий перечень свойств, либо рассматривая свойства самореализующейся личности в социуме. Так, Р. Мэй - один из представителей гуманистически ориентированной психотерапии - выделяет следующие психологические составляющие устойчивой личности, на которые и ориентирует практическую работу: o Свобода личности. В понимании Мэя, она выражает возможность строить свои модели мира, и поведения из материалов наследственности. Ее оборотной стороной является ответственность за свои поступки и решения. o Индивидуальность. Другими словами, это умение быть самим собой. Любой человек уникален и неповторим. Задача в том, чтобы понять собственную природу и принять себя таким, а не воевать с самим собой всю жизнь. o Социальная интегрированность. Р. Мэй в своих работах говорит о том, что для личности большое значение имеет умение приспосабливаться к обществу. Однако это не противоречит индивидуальности, так как чем более социально интегрированным становится человек, тем больше у него возможностей реализовать свою неповторимую индивидуальность. Однако самореализация, как считает В. Шуте, осуществляется в результате баланса трех личностных измерений, которые присущи любым людям находящимся в социальном взаимодействии. В качестве основных личностных координат он называет присоединение, контроль и открытость. Присоединение, проявляется в желании к к объединению людей, быть вместе с ними. Контроль подразумевает принятие решения о распределении власти между людьми, потребность влияния и авторитета. И наконец, поведение в сфере открытости основывается на желании любить и вызывать любовь. Рассмотрение различных аспектов феномена самореализации и интегральных личностных характеристик приводит к выводу о том, что вопрос о социальной составляющей процесса самореализации человека не вполне осмыслен современной наукой и едва ли может быть решен в рамках оценочной концепции [18]. Итак, мы проанализировали некоторые важные, на наш взгляд, аспекты феномена самореализации. Все они уходят своими корнями в проблему глубинной сути человеческой природы и неоднозначности ее проявлений и, по нашему мнению, должны рассматриваться в гуманистическом русле, с благоговением перед жизнью в целом, сама же тенденция самореализации - как мотивирующая сила и основа формирования характеристик личности. Самореализация, в отличие от самовыражения, невозможна без самосовершенствования. По К. А. Абульхановой-Славской, она является своего рода высшей стадией развития зрелой человеческой личности, результатом личностного развития. При этом под саморазвитием (самосовершенствованием) понимается процесс приобщения к культуре, постоянного повышения уровня своих знаний и активной реализации себя в жизни. В любом случае, самореализация — это и некое стремление к совершенствованию, то есть одна из высших потребностей личности, направленная не только на реализацию человеком своих сил, но и на постоянный рост своих возможностей [22]. Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу о том, что можно выделить следующие психологические характеристики, обусловливающие процесс самореализации: 1. Наличие общечеловеческих ценностей – взаимно детерминируемая характеристика – человек воспринимает ценности социума и всего мирового сообщества, и в свою очередь, сам человек творит их, становясь одним из компонентов системы ценностей. Ценность социальна по своей природе и имеет объектно-субъектный характер. Очевидно, что вне общества, нет смысла определять ценности, как таковые. Другими словами, все то, что ценно для человека – вещи, жизнь, чувства без связи с человеком не имеют ценности. Человек, осмысливает ценность того или иного явления, и оно переходит в разряд значимых. Осмысленные ценностей и преобразуются в ценностные ориентации личности. 2. Активная жизненная позиция – иными словами, наличие данной характеристики личности движет ею в процессе самой реализации себя в жизни, совершенствовании своих знаний и умений, способностей. 3. Наличие рефлексии – как неотъемлемый компонент мыслящей личности. Рефлексивность проявляется в способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения. Рефлексивность самопознания оказывает огромное влияние на становление гуманистического мировоззрения личности. Мировоззрение личности в свою очередь, выступает необходимым условием становления активной жизненной позиции личности, о чем мы уже говорили выше. 4. Потребность в саморазвитии – как мотивация личности к самосовершенствованию. Такой человек, неотъемлемо характеризуется мотивацией достижения успеха, он не боится развиваться и меняться. Успех и неудача присутствуют и во взаимодействиях личности со средой, не имеющих никакого отношения к достижениям. 5. Самостоятельность, независимость личности - специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через эту деятельность человек реализует свои цели, замыслы и идеи в окружающей его действительности. Любой человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся, и какое поведение формируют и выбирают в тех или иных обстоятельствах.