Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 10 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 17 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

курсовая работа
Право
20 страниц
100% уникальность
2012 год
75 просмотров
Захаров В.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 10 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 17 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Сегодня выборы прочно вошли в жизнь нашего общества не только с позитивной стороны как институт, обеспечивающий легитимную смену власти, но и как явление, создавшее почву для появления новой разновидности нарушений (нарушений избирательных прав граждан). Привлечение субъектов, чьи решения, действия или бездействие привели к нарушению избирательных прав граждан, к юридической ответственности является важным способом защиты данных прав[1]. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. На основании данного конституционного принципа за нарушение избирательных прав граждан предусмотрены не только традиционные виды юридической ответственности (административная и уголовная), но и "особая правовая ответственность", установленная нормами избирательного права. С принятием Конституции РФ 1993 г.


Лучшее решение это - купить курсовую работу по искусству в Work5. Доверьте написание курсовой работы профессиональным авторам!


. отечественное конституционное право в целом и отдельные его институты существенным образом преобразились. Конституционное право выработало свой собственный запас принудительных мер, направленных на обеспечение нормального функционирования общественных отношений, в которых реализуются представительные и непосредственные формы демократии, а также некоторые, преимущественно политические, права граждан в Российской Федерации. Целью данной работы является изучение вопроса юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан. Методологической основой работы является диалектика. Сбор, обработка, обобщение, анализ, интерпретация исследовательского материала осуществлялись с применением различных методов: индукции, дедукции, исторического анализа, сравнения, статистического метода и др. Избирательные правоотношения С правовых позиций демократические выборы представляются совокупностью правовых и фактических отношений, где первые играют определяющую роль. В период выборов обычная жизнь и деятельность людей, общества и государства не останавливаются. Поэтому далеко не все, что происходит в это время, может быть отнесено к избирательным отношениям, а тем более к избирательным правоотношениям. Избирательные правоотношения в количественном выражении видятся как малая толика общественных отношений даже в период выборов. Поэтому возникает проблема вычленения избирательных правоотношений из огромной массы общественных отношений. Решить ее очень сложно, не впадая в одну из двух крайностей при определении предмета правоотношений. Одна крайность сводится к тому, что предмет правоотношений заужается, исходя из того, что выборы не влияют на ход обычной жизни гражданина, общества и государства, так как являются составной частью самой жизни. Поэтому предмет правоотношений сводится к техническим действиям, направленным на оформление кадровых вопросов. Другая крайность - подчинение всех общественных отношений целям достижения определенных результатов на выборах. В этом случае предмет избирательных правоотношений теряет свою определенность и границы, доминируя над всеми другими правоотношениями. Теоретически и практически избирательные правоотношения должны занимать свое место в системе общественных отношений, не выхолащивая значение выборов как главной формы прямого народовластия, но и не превращая их в тормоз для нормальной деятельности и развития. Такое место находится посередине двух названных крайностей. С этих позиций, например, неясно, почему законодатель не определяет особый режим проведения публичных агитационных мероприятий в период избирательной кампании, особенности гражданско-правовых отношений, возникающих при изготовлении избирательных бюллетеней[2]. Избирательные правоотношения по природе своей относятся к публичным правоотношениям, которые возникают из урегулированных правом общественных отношениях на выборах. Стороны правоотношений, кроме граждан, должны руководствоваться принципом "разрешено то, что предписано законом, правом", а в отношении граждан действует другой принцип "разрешено все, что не запрещено". Поскольку даже сам человек - существо и частное, и общественное, то регулируемые правом отношения между людьми и, как следствие, между другими субъектами права невозможно абсолютно точно разделить на частноправовые и публично-правовые. Всегда были, есть и будут сферы, в которых происходит взаимопроникновение частноправовых и публично-правовых отношений, а сами сферы действия этих отношений также подвижны в зависимости от особенностей развития общества, государства. В период переходного общества и государства, который наблюдается в современной России, возможны необоснованные крайности, что имеет место и в развитии избирательного права. Велик удельный вес норм избирательного права, являющихся компромиссом между либеральными и социальными (социалистическими, коммунистическими) подходами. Поэтому каждый раз при разработке нового избирательного закона практически заново возникают дискуссии по ключевым понятиям и ценностям избирательного права, возможны неожиданные и необоснованные, а также неконституционные решения (таковой, например, была признана действовавшая на федеральных выборах 1999 г. норма закона, в соответствии с которой выбытие одного из кандидатов первой тройки федерального списка без вынуждающих обстоятельств влекло отмену регистрации всего федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы). Избирательные правоотношения как разновидность конституционных правоотношений следует разделить на правоотношения общие и конкретные. Общие избирательные правоотношения либо не имеют субъектов, либо речь идет о взаимоотношениях между народом и государством. Так, идеи свободных демократических выборов, перенесенные в избирательное право, обусловливают необходимость режима подлинных выборов, в рамках которого должны функционировать все субъекты избирательных правоотношений. К общим избирательным правоотношениям следует отнести отношения между народом и государством, возникающие из констатации принадлежности всей полноты государственной власти народу и обязанности государства проводить демократические свободные выборы как высшую форму непосредственного народовластия и для определения представителей, которые от имени народа будут осуществлять эту власть. К общим избирательным правоотношениям можно отнести правоотношения, возникающие при закреплении в Конституции РФ конституционного права избирать и быть избранным, конституционных основ избирательного права. Поскольку народ посредством выборов делегирует значительную часть власти своим представителям, а государство действует через свои органы и должностных лиц, народные представители и государственные органы обязаны обеспечивать и защищать на выборах интересы народа. Конкретные избирательные правоотношения возникают между сторонами на основе норм избирательного права при наступлении определенных юридических фактов. Законодатель практически идет по пути регулирования избирательных прав через их гарантии, поэтому избирательные правоотношения можно разделить на собственно избирательные правоотношения и гарантийные избирательные правоотношения. Например, отношения между избирателем и избирательной комиссией при реализации избирателем права на голосование можно назвать собственно избирательными правоотношениями. Отношения между избирателем и избирательной комиссией по поводу включения первого в список для голосования по названной классификации следовало бы отнести к гарантийным избирательным правоотношениям, т.е. гарантии права на голосование. Разумеется, грань между названными видами правоотношений весьма условна и в значительной мере зависит от формулировки закона и судебного усмотрения. Можно ли считать сторонами избирательных правоотношений избирательные комиссии и их членов, государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, организации, должностных лиц названных органов и организаций? При ответе на этот вопрос, думается, методологическое значение имеет выработанная судами позиция в отношении средств массовой информации. Суть ее в том, что средства массовой информации публикуют агитационные материалы, но не считаются субъектами агитационной деятельности, т.е. не могут заниматься предвыборной агитацией от своего имени. Значит ли это, что они не могут быть стороной избирательных правоотношений? Поскольку избирательное законодательство наделяет средства массовой информации и правами, и обязанностями, они также являются субъектами избирательных правоотношений. Подобным образом можно рассуждать и при решении вопроса об отсутствии или наличии правосубъектности в том или ином правоотношении. Если организация продает кандидату бумагу, оплаченную из избирательного фонда этого кандидата, то она становится стороной не только гражданско-правовых, но и избирательных отношений, а нормы избирательного права при прочих равных условиях имеют приоритет над нормами гражданского права. Общие избирательные правоотношения возникают с момента опубликования соответствующего решения о назначении выборов и заканчиваются в день сдачи последнего финансового отчета. Таким образом, возникновение и прекращение общих избирательных правоотношений связано с определенными действиями. В промежутке между этими действиями никакие другие действия и события не имеют юридического значения. Исключения из этого правила могут быть связаны с введением военного или чрезвычайного положения, в условиях которых избирательные правоотношения прекращаются. Конкретные избирательные правоотношения возникают на основании действий, а прекращаются на основании событий и (или) действий. К числу таких действий относятся, например, решение о назначении выборов, судебное решение, представление в избирательную комиссию документов о выдвижении кандидата, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата на выборную должность, заявление об открытии специального избирательного счета и многие другие. Среди событий как оснований прекращения избирательных правоотношений следует назвать смерть кандидата, объявление военного или чрезвычайного положения. В зависимости от степени обязательности с точки зрения избирательного законодательства можно выделить обязательные и факультативные правоотношения. Обязательные правоотношения - те, от участия в которых сторона не может уклониться в силу требований закона. Например, политическая партия, список кандидатов которой зарегистрирован, обязана представлять в избирательную комиссию экземпляр (фотокопию и др.) любого (кроме публикуемых в средствах массовой информации) своего агитационного материала до его распространения, поэтому правоотношения сторон по поводу представления агитационного материала носят обязательный характер. Факультативные правоотношения предполагают либо участие в них по желанию стороны, либо выбор вариантов правоотношений для решения одного и того же вопроса. Если избиратель не согласен с тем, что его не включили в список избирателей, то он может обратиться с заявлением о включении в список либо в суд, либо в избирательную комиссию, т.е. может выбрать один из двух вариантов правоотношений. После получения избирательного бюллетеня в избирательной комиссии избиратель может продолжить правоотношения с нею, а может и завершить, унеся избирательный бюллетень с собой как сувенир, т.е. отношения между избирателем и избирательной комиссией по поводу заполнения бюллетеня и опусканию его в ящик для голосования носят факультативный характер. Удельный вес как обязательных, так и факультативных правоотношений на выборах имеет далеко не техническое значение. Думается, что чем выше уровень факультативных правоотношений при совершении избирательных действий, тем больше степень свободы участников выборов. И наоборот, превалирование обязательных правоотношений заставляет участников выборов думать не только и порой не столько о существе избирательной борьбы, но и о необходимости вступления в те или иные правоотношения, игнорирование которых может повлечь юридическую ответственность. Деление правоотношений в зависимости от стадии выборов достаточно распространено и признано, хотя по вопросам количества, содержания и наименования стадий выборов в литературе нет единой позиции. Число стадий выборов колеблется у разных авторов от трех до полутора десятков. Делаются попытки проведения различий между стадиями и этапами выборов. Классификация правоотношений по стадиям выборов, как и любая другая классификация, должна строиться на определенном основании. Разумеется, один и тот же массив может быть классифицирован по разным основаниям, но вряд ли допустимо выделение разных групп вследствие применения неидентичных оснований. Между тем в юридической литературе обычно не называют оснований выделения тех или иных стадий выборов, чаще всего молчаливо предполагая либо действие фактора сроков, либо одновременное применение разных оснований классификации. Однако в одни и те же сроки нередко могут осуществляться избирательные действия, имеющие разные цели и задачи. Например, формирование многих избирательных комиссий происходит в период предвыборной агитации, но соответствующие действия относятся к двум различным стадиям выборов. Кроме того, количество стадий выборов зависит и от уровня обобщения соответствующих действий, который не должен сильно колебаться. Если, например, считать самостоятельными стадиями выборов назначение выборов и предвыборную агитацию, то вряд ли можно говорить об одинаковом уровне обобщения избирательных действий, так как в одном случае речь идет о принятии государственным органом и опубликовании одного правового акта, а в другом - о множестве фактических и правовых отношений с участием кандидатов, политических партий. Думается, при вычленении стадий выборов основанием классификации следует считать определенные во времени этапы достижения главных целей и задач выборов. При таком подходе можно выделить три стадии выборов: определение круга участников выборов; предвыборная агитация; голосование, определение его итогов и результатов выборов. Выборы - форма массового участия граждан в осуществлении государственной власти, поэтому необходимо определить круг основных участников правоотношений, среди которых и те, кто приобретает статус избирателя, и те, кто становится кандидатами на замещение выборных должностей, и те, кто будет заниматься организацией и проведением выборов. Суть второй стадии - агитационная борьба между кандидатами и партиями. На третьей (заключительной) стадии происходит голосование, определяются его итоги и результаты выборов. Избирательные правоотношения можно также классифицировать по видам выборов: федеральные, региональные, муниципальные (местные), каждый из которых, в свою очередь, подразделяется в зависимости от формируемого органа или избираемого должностного лица (Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования), очередности (первые, очередные, досрочные, дополнительные, повторные дополнительные, а также повторное голосование). Основаниями классификации избирательных правоотношений можно считать и источники избирательных прав: Конституция РФ, международно-правовой акт, правовая позиция Конституционного Суда РФ, федеральный закон, закон субъекта РФ, иные источники. Конституционно-правовая ответственность Юридическая ответственность, будучи, с одной стороны, мерой государственного принуждения, в избирательном праве выполняет также функцию одной из гарантий прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти и местного самоуправления[3]. В качестве меры государственного принуждения юридическая ответственность определяется как возложение на лицо, допустившее нарушение правовых норм, обязанности претерпеть установленные законодательством неблагоприятные последствия. Данное нарушение (правонарушение) является основанием юридической ответственности. За нарушение норм избирательного права, в зависимости от степени их общественной безопасности и отраслевой принадлежности устанавливающих ее норм, применяется юридическая ответственность соответствующего вида: - конституционно-правовая (предусмотренная, как правило, нормами самого избирательного права); - административная; - уголовная. Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства являются кандидаты, а также политические партии и избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов. Санкциями в отношении указанных субъектов являются: - аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов); - отмена решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов). Регистрация кандидата или списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: - вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; - использования кандидатом (политической партией, избирательным объединением, выдвинувшими список кандидатов) в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; - неоднократного использования кандидатом (руководителем избирательного объединения) преимуществ своего должностного или служебного положения; - установления факта подкупа избирателей кандидатом (избирательным объединением), его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; - несоблюдения кандидатом ограничений, установленных федеральным законом; - неоднократного несоблюдения кандидатом установленных ограничений; - установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода избирательной кампании этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно- телекоммуникационных сетях общего пользования, включая Интернет) призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; - установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению организующей референдум комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях: - нарушения порядка выдвижения инициативы проведения референдума; - нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума; - использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ своего должностного или служебного положения; - установления факта подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; - наличия иных оснований, установленных федеральными законами. Избирательное объединение, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, вправе исключить из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд. Исключение избирательным объединением такого кандидата из списка кандидатов до принятия судом решения по делу является основанием для прекращения производства по делу. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными[4]. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой "Повторная". Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие установленные судом обстоятельства: - кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; - кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; - кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных федеральным законом, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; - кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, а также за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными. При проведении выборов по многомандатному избирательному округу нарушения со стороны отдельных кандидатов могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов. При голосовании за списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными. В случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой "Повторный". На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения. Административная ответственность Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права[5]. Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (статьи 5.1 - 5.25) КоАП РФ. Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам: - нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий; - нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права; - нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума; - нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме; - нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума. К первой группе относятся следующие административные правонарушения: - нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ); - неисполнение решения избирательной комиссии (комиссии референдума), принятого в пределах ее компетенции, а равно непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ (статья 5.3 КоАП РФ); - нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность (статья 5.4 КоАП РФ). Субъектами указанных нарушений являются члены соответствующих избирательных комиссий либо должностные лица и иные субъекты, на которых законом возлагается обязанность исполнять решения избирательных комиссий и предоставлять им необходимые сведения (статья 5.3). Объективная сторона может выражаться как в противоправных действиях указанных субъектов, так и в бездействии, а субъективная сторона характеризуется как в умысле, так и неосторожности. В группу нарушений индивидуальных прав субъектов избирательного права включаются: К административным правонарушениям в сфере финансирования избирательных кампаний и референдума можно отнести: - непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений (часть 1 статьи 5.17 КоАП РФ); - непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (часть 2 статьи 5.17 КоАП РФ); - использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели (статья 5.18 КоАП РФ); - использование в ходе проведения избирательной кампании, подготов

Читать дальше
Заключение Реализация конституционно-правовой ответственности означает для нарушителя норм избирательного права прекращение его статуса как прямого, непосредственного участника избирательных правоотношений . Реализация же норм административной и уголовно-правовой ответственности влечет наступление более суровых правовых санкций в виде штрафа, лишения свободы и т.д. Данный факт с учетом специфики исследуемых правоотношений делает рассматриваемый вид юридической ответственности (за нарушение избирательного законодательства) одним из наиболее эффективных механизмов защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Таким образом, конституционно-правовая ответственность реально существует наряду с выделяемыми в юридической литературе такими видами юридической ответственности, как уголовная, административная. Рассматриваемые виды ответственности представляют собой меру правового принуждения, направленную, прежде всего, на предотвращение со стороны избирательных комиссий существенных нарушений в их деятельности и усиление гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации).
Читать дальше
Список литературы 1. Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации" (постатейный). Под ред. А.В. Бриллиантова. "Проспект", 2010. 2. Вискулова В.В. К вопросу об ответственности в свете выборов 11 октября 2009 года // "Конституционное и муниципальное право", 2010, N 1. 3. Вискулова В.В. О некоторых проблемах ответственности в избирательном праве // "Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 6. 4. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. "НОРМА", 2008. 5. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009. 6. Воробьев Н.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: некоторые вопросы законодательства // "Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 4. 7. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. N 6. 8. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов. "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008. 9. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. "Юстицинформ", 2007. 10. Иванова Ю.А. К вопросу о соотношении конституционно-правовой и уголовной ответственности в сфере защиты избирательных прав граждан // "Общество и право", 2009, N 2. 11. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. 12. Какителашвили М.М. К вопросу об основаниях привлечения к уголовной ответственности за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний // "Конституционное и муниципальное право", 2010, N 4. 13. Климов А.В. Административная ответственность при нарушении избирательного законодательства // "Законность", 2011, N 11. 14. Климова Ю. Уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума и конкуренция ст. ст. 142 и 142.1 УК РФ // "Уголовное право", 2010, N 3. 15. Климова Ю.Н. Понятие избирательного правонарушения и комплексный подход к анализу мер ответственности, установленных избирательным законодательством // "Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 2. 16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // СЗ РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7342. 17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. "Юристъ", 2004. 18. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. "Норма", "Инфра-М", 2010. 19. Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (постатейный). СПС КонсультантПлюс, 2010. 20. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный). Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. "Проспект", 2011. 21. Кондрашев А.А. Меры конституционно-правовой ответственности в современном конституционном праве: основания классификации и виды санкций // "Конституционное и муниципальное право", 2010, N 7. 22. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445. 23. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий" (постатейный). Под ред. Ю.А. Дмитриева. "Юстицинформ", 2007. 24. Левченко Т.Г. Терминология и особенности конституционно-правовой ответственности в избирательном праве России // "Конституционное и муниципальное право", 2008, N 3. 25. Луканина Т.И. Отказ в регистрации в качестве кандидата как мера конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса // "Российский юридический журнал", 2011, N 6. 26. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография. М.: Изд-во МГУ, 2003. 27. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС Консультантплюс. 2009. 28. Сидякин А.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе // "Журнал российского права", 2005, N 1. 29. Собачевская Ю.А. Особенности административной ответственности за нарушения избирательного законодательства // "Административное право и процесс", 2011, N 7. 30. Собачевская Ю.А. Типы и особенности конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства // "Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 1. 31. Тарабан Н.А. К вопросу об административной ответственности за нарушение избирательного законодательства // "Государственная власть и местное самоуправление", 2012, N 1. 32. Турищева Н.Ю. Охрана избирательных прав граждан в уголовном законодательстве России и зарубежных стран // "Журнал российского права", 2007, N 6. 33. Уголовное право России. Общая часть: Учебник. Под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. "Статут", 2009. 34. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СЗ РФ, 05.03.2012, N 10, ст. 1166. 35. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О выборах Президента Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2275. 36. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2274. 37. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2275. 38. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления") // "Собрание законодательства РФ", 09.11.2009, N 45, ст. 5268. 39. Фоков А.П. Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // "Российский судья", 2011, N 7. 40. Шишкина О.Е. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав граждан как способ их защиты // "Государственная власть и местное самоуправление", 2009, N 3. 41. Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (постатейный). Под ред. Н.И. Воробьева. СПС КонсультантПлюс, 2010.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image