Введение 1. Проблема формирования категориального видения картины мира 1.1. Познавательное развитие дошкольника как предмет психолого- педагогического изучения 1.2. Категориальное видение картины мира как особое понятие в науке 2. Проблема категориального видения картины мира старших дошкольников с нарушением речи 2.1. Особенности развития познавательной сферы дошкольников с нарушением речи 2.2. Формирование категориального видения картины мира у дошкольников с нарушениями речи 2.3. Занятия, направленные на формирование категориального видения картины мира у дошкольников с нарушениями речи Заключение Список использованных источников

Формирование категориальной картины мира у старших дошкольников с нарушениями речи.

реферат
Педагогика
40 страниц
100% уникальность
2011 год
81 просмотров
Лизогубова М.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 1. Проблема формирования категориального видения картины мира 1.1. Познавательное развитие дошкольника как предмет психолого- педагогического изучения 1.2. Категориальное видение картины мира как особое понятие в науке 2. Проблема категориального видения картины мира старших дошкольников с нарушением речи 2.1. Особенности развития познавательной сферы дошкольников с нарушением речи 2.2. Формирование категориального видения картины мира у дошкольников с нарушениями речи 2.3. Занятия, направленные на формирование категориального видения картины мира у дошкольников с нарушениями речи Заключение Список использованных источников
Читать дальше
В настоящее время, гуманистическая модель образования своей центральной целью выделяет развитие определенных сил личности и главным средством достижения данной цели, определяет знания о ценностных ориентациях общества, рассматривая их как условие нормального развития личности. Система образования, существующая в настоящее время, предоставляет ребенку уже дошкольного возраста, возможность непрерывно познавать целостную картину мира. Принцип гуманизации связан с гуманитарным подходом к содержанию образования, который обусловливает отражение в нем системы различных знаний об окружающей действительности. Категориальное знание присваивает дошкольнику роль исследователя, когда расчлененное знание, и представление о мире становится четким и целостным, и именно это позволяет дошкольнику, с одной стороны, дифференцировать, а, с другой, увидеть взаимозависимости в окружающей действительности на основе аналитической и синтетической деятельности. Категориальное видение картины мира, обладает также потенциальными возможностями, которые помогают дошкольнику преодолеть проблему расхождения ценностей.


Не знаете, где делают контрольные на заказ в Томске ? Обратитесь за помощью в Work5.


. Данная проблема актуальна и для взрослого населения современной России, дети, как известно перенимая модель поведения взрослых, могут невольно стать жертвами смещения ценностей. Поэтому задачей современной педагогики становится формирование категориальной картины мира дошкольника. Нужно признать, что проблеме формирования категориального видения картины мира дошкольника начинают уделять внимание исследователи, но, к сожалению, данная проблема остается недостаточно разработанной. Содержание образования в современном обществе, рассматривается не как цель образовательного процесса, а как инструмент развития личности. Психолого-педагогическая практика стоит перед необходимостью поиска новых педагогических методик, которые позволяли бы эффективно формировать категориальную картину мира детей. Причем, данное познание дошкольником окружающего мира выступает не, только как накопление и расширение знаний, но, и способствует развитию познавательного интереса и дискуссионной культуры. Все это дает возможность дошкольнику адаптироваться к школьной действительности, не чувствовать непонимания. Изменение взглядов на обучение дошкольников, влечет за собой необходимость осуществления преобразований и в организации познавательной деятельности в системе дошкольного образования. В нашей работе, мы рассматриваем детей дошкольного возраста как наиболее сенситивного периода, благоприятно способствующего освоению целостной картины мира на основе складывающегося у ребенка сенсорного опыта и основ логического мышления. Старший дошкольный возраст является периодом, в который происходит осознание существенных, необходимых свойств, качеств, явлений окружающего мира. Понятие основы категориального видения картины мира дошкольником, понимается, как психическое новообразование, представляющее собой отражение в представлениях образа целостной взаимосвязанной системы природных явлений и жизни людей, который выражается определенной системой знаков и значений, помогающих дошкольнику ориентироваться в окружающей действительности, открывать его для себя и преобразовывать его.

Читать дальше
Вопрос о картине мира является одним из сложнейших в современной науке. К познавательным процессам детей рассматриваемого нами в работе, возраста относят: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную). Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему дошкольному возрасту большинство речевых нарушений у детей эффективно преодолевается и не оказывает существенного влияния на готовность ребенка к созданию нормальных отношений с окружающими. Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В большей степени на формирование мышления в дошкольном возрасте, оказывает влияние – игра. В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. Это инструмент овладения этим миром. В детском саду начало систематического обучения предполагает выявление, систематизацию и проверку знаний, полученных экспериментальным или теоретическим путем. В сознании дошкольника складывается научная картина мира, суть которой заключается в том, что каждая наука имеет свой, четко определенный предмет изучения, не похожий на предметы изучения других наук. Само построение картины мира в рассматриваемом нами возрасте, происходит в момент концентрации дошкольником своей познавательной активности на определенном предмете или явлении. Категориальное видение мира, играет особую роль в психическом развитии дошкольника, так как представляет собой целостную структуру. Как нами было определено ранее, речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо, начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи - предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Таким образом, мы выявили, что большинство категорий целостного восприятия картины мира, для данного возрастного периода, не достаточно сформировано. Выявить корреляцию между этим явлением и нарушение речи, без учета всех остальных переменных, было бы не правильным. Кроме того, эти переменные будут являться не контролируемыми. При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи должны учитываться, возможности ребенка: на первых этапах развивающей работы дошкольнику предоставляются задания умеренной трудности, которые являются доступными для него, это делается с целью обеспечения дошкольнику субъективных переживаний успеха на фоне определенных волевых усилий. Нами было определено, что сложность выявления формирования картины мира у старших дошкольников состоит в том, что этот процесс не соотносится напрямую с простым накоплением знаний, а увеличение объема знаний не приводит к формированию соответствующей картины мира. Сформированность и целостность той или иной картины мира может быть выявлена через их мировосприятие, его категориальную структуру.
Читать дальше
1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Ростов - на - Дону, 2001. 2. Аксенова Ю.А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. 3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2002. 4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 2003. 5. Душшнская Ю.М. Специфика логической необходимости и генезис категориальных форм мышления: Дис. . канд.филос.наук. Саратов, 1993. 6. Ениколопов С.Н. Три образующие картины мира /Модели мира. М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. 7. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1991. 8. Категории диалектики в естественно-научном познании. Ульяновск, 1994. 9. Категории диалектики как ступени познания. М.: Наука, 2001. 10. Лойфман И.Я. Системность и элементарность. //Категория структуры в системе философских категорий. Свердловск: Свердловский гос. ун-т, 1993. 11. Лопацкая К.Ф. Проблема категорий как ступеней познания и умственное развитие ребенка. Дис. .канд.филос.наук. М., 2001. 12. Руткевич М.Н. Структура как философская категория//Категория структуры в системе философских категорий. Свердловск: Свердловский гос. ун-т, 1993. 13. Самбуров Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики/ Отв. Ред. В.И.Болдырев, Сиб. отд-ние. М.: Наука, 1997. 14. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково символической деятельности дошкольника //Вопросы психологии. 2002, № 5-6. 15. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании», 2004.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image