Введение 2 Глава 1. Теоретическое изучение вопроса представлений феминности и маскулинности детей младшего школьного возраста 5 1.1 Особенности психофизиологического развития младших школьников 5 1.2 Формирование представлений о феминности и маскулинности у младших школьников 12 Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о феминности и маскулинности детей младшего школьного возраста 16 2.1 Краткое описание выборки и используемых методик исследования 16 2.2 Анализ результатов диагностической работы 17 Заключение 21 Список использованных источников 25 Приложения 27

Содержание представлений о феминности и маскулинности у младших школьников

курсовая работа
Психология
30 страниц
100% уникальность
2011 год
89 просмотров
Бродович А.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретическое изучение вопроса представлений феминности и маскулинности детей младшего школьного возраста 5 1.1 Особенности психофизиологического развития младших школьников 5 1.2 Формирование представлений о феминности и маскулинности у младших школьников 12 Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о феминности и маскулинности детей младшего школьного возраста 16 2.1 Краткое описание выборки и используемых методик исследования 16 2.2 Анализ результатов диагностической работы 17 Заключение 21 Список использованных источников 25 Приложения 27
Читать дальше
В последние годы гендерный анализ общества и его отдельных сфер стал неотъемлемой частью большинства социальных исследований. Между тем многие вопросы, связанные с самим явлением гендера, остаются непроясненными и малоизученными: это касается как основных категорий гендера, так и методологии. Маскулинность и феминность, безусловно, выступают центральными категориями гендерного анализа общества, да и гендера вообще. Однако в современной гендерной психологии мало изучен вопрос о содержании представлений, о феминности и маскулинности у детей. Исторический анализ общества показывает присутствие образов маскулинности и феминности во всех аспектах человеческого бытия, что отражает такую фундаментальную особенность природы человека, какой является фактор полового диморфизма. Разделение мужских и женских ролей мы находим в самых ранних свидетельствах о человечестве, и их закрепление объясняется естественным процессом природной и социальной эволюции, которая закрепила за ними определенные и целесообразные функции.


Реферат по стоматологии на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


. Наметившаяся тенденция к определенному сближению стандартов поведения мужчин и женщин несет немало позитивных импульсов, ибо способствует их гуманизации и взаимообогащению. В то же время исследователи обращают внимание на то, что сближение образов маскулинности и феминности нередко приводит к утрате лучших их составных компонентов. Кроме того, маскулинность и феминность могут как совпадать, так и не совпадать с чисто биологической идентичностью мужчин и женщин. Для гендерной идентичности решающее значение имеет не эмпирически фиксируемая половая принадлежность, а фактически выполняемая социальная роль мужчины или женщины. Таким образом, исторически сложившееся разделение мужественности и женственности является чрезвычайно глубоким фактором, детерминирующим важнейшие черты и образы двух полов. Исходя из этого мы сформулировали тему нашей работы – «Содержание представлений о феминности и маскулинности у младших школьников». Цель исследования: выявить содержание представлений о феминности и маскулинности у детей младшего школьного возраста Объект исследования: младший школьный возраст. Предмет исследования: представления о феминности и маскулинности у младших школьников. Гипотеза: существует устойчивая тенденция в представлениях младших школьников к сближению стандартов поведения мужчин и женщин, образов маскулинности и феминности. Эту тенденцию можно обозначить как андрогинную. Задачи исследования: 1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по вопросу представлений о феминности и маскулинности у младших школьников. 2. Рассмотреть особенности психофизиологического развития младших школьников. 3. Проанализировать формирование представлений о феминности и маскулинности у младших школьников 4. Экспериментально исследовать представления о феминности и маскулинности детей младшего школьного. Методы исследования: 1. Анализ научной и методической литературы по проблеме представлений о феминности и маскулинности у младших школьников. 2. Психолого-педагогический эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ экспериментально полученных данных. Степень разработанности проблемы. Проблема содержания представлений о феминности и маскулинности у младших школьников была рассмотрена в работах Хрипковой А.Г. и Колесова Д.В.(программы полового воспитания детей), Алешиной Ю.Е. и Волович А.С. (социальные признаки фемининности и маскулинности). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные углубляют имеющиеся знания о специфике формирования представлений о феминности и маскулинности у младших школьников. Практическое значение. Данные исследования могут быть применены в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста, с целью полового воспитания детей. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией.

Читать дальше
В ходе нашей работы, мы пришли к определенным выводам. Как правило, в психологии младший дошкольный возраст определяют в границы 6-7 до 10 лет. С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель, ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению завершается. Обучение в школе строится таким образом, что словесно- логическое мышление получает первостепенное значение. Младший школьник – это ребенок, который активно овладевает навыками общения. В этом возрасте происходит активное установление дружеских контактов. Приобретенные навыки социального взаимодействия с группой сверстников и умение приобретать друзей являются одной из основных целей развития в младшем школьном возрасте. Работы отечественных психологов [12, 13] позволяют выявить личностные качества, входящие в характерные для российской культуры конструкты «феминность» и «маскулинность». Так, к традиционно женским качествам относятся склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Представление же о мужественности включает такие личностные особенности, как стремление быть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом. В коммуникативной сфере феминным признаком считается большая направленность на межличностное общение, а маскулинным инструментальность, ориентация на групповое общение и соблюдение норм. Кроме того, мужской образ в большей степени характеризует экстраверсия, включающая поиск ощущений и доминантность, а женский – дружелюбность и отзывчивость. Женский стереотип включает также такие черты, как мягкость, чувствительность, капризность, мечтательность, неуверенность в себе, эстетическую ориентированность, импульсивность и демонстративность. Образ «настоящего мужчины» соответствует рациональности, практичности, некоторой грубоватой нечувствительности, толстокожести. Как полагают российские ученые и психологи, в России, как и в других странах мира, многие традиционные различия мужского и женского гендерных образов, вступая в явное противоречие с реалиями общественной жизнедеятельности, перестают быть жесткой социальной нормой. Процессы социально обусловленных трансформаций гендерных ролей прежде всего затрагивают детей, которые составляют и определяют будущее общества. В связи с этим определялась актуальность нашей работы. Начиная с дошкольного возраста, следует формировать качества мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола у мальчиков и первые проявления женственности – заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов – у девочек. Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. Дети научаются различать свой пол в возрасте около полутора лет, а пол воспринимаемых людей значительно раньше – уже на первом году жизни. Позднее ребенок дифференцирует людей в зависимости от их пола, разделяет на «тетей» и «дядей», «мальчиков» и «девочек» и осознает себя представителем определенного пола. В младшем школьном возрасте, половая идентичность углубляется, обогащается, получает развитие полоролевое поведение, завершается гендерная идентификация. Большое значение имеет направленность педагогических средств на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности, варьирование различных форм воспитательных воздействий. В нашем исследовании приняли участие 24 ученика (12 девочек и 12 мальчиков) третьего класса МОУ СОШ № 16. Все требования к проведению психологического исследования были соблюдены. Для определения представлений о феминности и маскулинности, нами был использован метод контент-анализа при изучении «Незаконченных предложений». В результате проведенной диагностической работы, нами были получены следующие результаты. При исследовании когнитивного компонента представлений детей о феминности и маскулинности, чаще всего встречаются слова в описании мужчины – «обеспеченный» (10 детей – 42 %), «сильный» (15 детей – 63 %), «добрый» (10 детей – 42 %), в описании женщины – «ласковая» (10 детей – 42 %), «красивая» (18 детей – 75 %), «добрая» (12 детей – 50 %). То есть, «мужское» в понимании детей – это сила, а «женское» - красота. Следующим этапом было исследование эмоционального компонента представлений младших школьников о феминности и маскулинности. Нами были получены следующие показатели : из 24 детей 16 человек (67 %) выделили основной чертой женщины – «нежность», а мужчины – 18 человек (75 %) – «уверенность в себе». В то же время необходимо заметить, что большей процент испытуемых – 13 человек (54 %), выделили и у мужчин и у женщин одной из важнейших черт – «понимание других» (эмпатию в нашем представлении). Эти показатели подтверждают наше предположение о том, что наблюдается устойчивая тенденция к сближению стандартов поведения мужчин и женщин, образов маскулинности и феминности. Эту тенденцию можно обозначить как андрогинную. В поведенческом компоненте, младшими школьниками было выделены следующие черты – у мужчин «вести себя решительно» - 14 человек (59 %), у женщин – «аккуратность» - 12 человек (50 %), и «доброе отношение» - 10 человек (42 %). В данном блоке, мы также можем увидеть черты, которые дети выделили, как важные и у мужчин и у женщин (причем, необходимо заметить, что мы не ставили перед детьми такую задачу), эти черты – «ответственность», «делать все во время» (младшие школьники имели ввиду - исполнительность), и «приветливость» (тактичность, общительность). Таким образом, мы видим, что младшие школьники, не разделяют черты женственности и мужественности строго по гендеру. Некоторые черты, могут быть как у мужчин, так и у женщин. В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи: 1. Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу представлений о феминности и маскулинности у младших школьников. 2. Рассмотрены особенности психофизиологического развития младших школьников. 3. Проанализировано формирование представлений о феминности и маскулинности у младших школьников 4. Экспериментально исследованы представления о феминности и маскулинности детей младшего школьного. Таким образом, наша гипотеза о том, что существует устойчивая тенденция в представлениях младших школьников к сближению стандартов поведения мужчин и женщин, образов маскулинности и феминности, подтвердилась.
Читать дальше
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5 , 1999. 2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии» № 2, 2007. 3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 2001. 4. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф., М. 1995.) 5. Булычев, И. И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира / И. И. Булычев // Сredo-new. Теоретический журнал. – 2004. – № 3 6. Вейнингер, О. Пол и характер: Принципиальное исследование / О. Вейнингер – М. : Терра, 1992. 7. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. «Вопросы психологии» № 1, 1999. 8. Захарова П.Н. Растут в семье папа и мама. М., 1998. 9. Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., Медицина, 2009. 10. Коннел, Р. Современные подходы: хрестоматия феминистских текстов (Переводы) / Р. Коннел ; под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной – СПб., 2000. 11. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1998. 12. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 2008. 13. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. М., 1997. 14. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1995 . 15. Никологорский С. Женственность. Агитатор № 15, 1997 г.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image