Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы интеллектуального и личностного развития человека в период молодости 5
1.1. Молодежь как социально-психологическая категория 5
1.2. Психологическая характеристика периода молодости 10
2. Некоторые особенности развития в период молодости 15
2.1. Направленность личности в период молодости 15
2.2. Профессиональное самоопределение в период молодости 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Читать дальше
Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.
Молодежь, как особая социально-психологическая группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.
Длительный период жизни человека связан с выбором, овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. На наш взгляд, это важная задача периода обучения в вузе, как центрального периода становления личности.
Б.Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в период молодости всей системы ценностных ориентаций личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности.
На наш взгляд, задачи учебной и профессиональной деятельности должны быть не только понятыми, но и внутренне принятыми. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по С.Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия.
Личностно-профессиональное развитие молодежи в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание молодой человек начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания.
Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности – важное условие профессионального и личностного развития в период молодости.
Читать дальше
1. Ананьев Б. Г. . Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1 Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007 г
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006 г. - 431 с.
3. Волкос Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов – н./Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
4. Выготский Л. С. . Собрание сочинений. Издательство: Академия педагогических наук СССР, 1985г
5. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 1999. - 224 с.
6. Кон И.С.. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999
7. Крайг Г. Психология развития. С-Пб. Питер. 2000г.
8. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Смысл, 1999 г. – 532 с.
9. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. – СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. – 460 с.
10. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы., Социологические исследования. 1994. № 12.
11. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990.
Читать дальше