Слово «сервис» появилось в России не в результате рыночных
преобразований последнего десятилетия XX в., а родилось вместе с индустрией
гостиничного и автомобильного обслуживания населения. Сервис предполагает
индивидуальный подход в обслуживании человека, техники, сырья (материала),
выполнение индивидуальных услуг и операций, которые зачастую требуют от
исполнителя дополнительных затрат времени, энергии, ресурсов, но, как
правило, без дополнительного увеличения их стоимости для обслуживаемого
объекта.
В социально-культурном, и в том числе транспортном сервисе,
индивидуальный подход в обслуживании еще включает: доброжелательное
приветствие, улыбку, мягкую вежливую манеру общения, хорошее деловое
настроение, искреннее проникновение в нужды, желания, спрос клиента,
неподдельную заинтересованность в решении проблем клиента, обаяние и
сердечную благодарность за обращение к обслуживающему объекту.
Развитие сервиса в пассажирских перевозках в перспективе становится
основой для привлечения пользователей железнодорожного транспорта и
повышения рентабельности перевозок независимо от форм собственности и
характера функционирования пассажирских компаний (дирекций), сети сервис-
центров. Оказываемые услуги воздействуют на конечный результат: величину
доходов и рентабельность работы транспортных компаний, организаций.
Перевозка в настоящее время является основным звеном в повышении
прибыли на железнодорожном транспорте, а сервисные услуги до и после
поездки должны «поддерживать», «подкреплять» безубыточную работу, создавая
более благоприятные условия перемещения пассажиров, принося перевозчику
дополнительные прибыли.
Применение логистики в транспорте, так же как в производстве или
торговле, превращает контрагентов и конкурирующие стороны в партнеров,
взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и
представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе перевозки
пассажиров.
Для обеспечения высокого сервиса в перевозках пассажиров необходимы
соответствующее техническое оснащение и инфраструктура.
Сервис в пассажирских перевозках рассматривается не как деятельность,
добавляющая потребительскую стоимость основной услуги – перевозки, а как
система обеспечения, позволяющая улучшить условия перемещения пассажиров на
железнодорожном транспорте, повысить его конкурентоспособность на
транспортном рынке.
Специфика обслуживания пассажиров и туристов в поездах во время
следования по маршруту заключается в предоставлении трех основных
составляющих индустрии гостеприимства: услуги размещения, услуги питания,
услуги по организации досуга пассажиров.
Станция Ижевского отделения дороги ежесуточно принимает и отправляет
более 50 пассажирских, пригородных, почтово-багажных поездов.
Ижевское отделение связывают практически все районные центры Удмуртии.
Налажено прямое железнодорожное сообщение между столицей Удмуртии и
Казанью, Уфой, Нижним Новгородом, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом. В
летний период открыто беспересадочное сообщение Ижевск-Сочи и Ижевск-
Симферополь.
По маршруту Ижевск-Москва курсируют два комфортабельных скорых поезда:
поезд "Удмуртия" и поезд "Италмас". Оба состава отличаются высокой
культурой обслуживания пассажиров.
В состав Ижевского отделения Горьковской железной дороги входят 77
станций и 34 предприятия.
За период 2007-2009 гг. предприятие Горьковский филиал ОАО ФПК –
Вагонный участок Ижевск несколько снизил активность своей деятельности, так
как уменьшился пассажиропоток, а также количество пассажиров и
использование вместимости вагонов. На фоне этого выручка и прибыль
предприятия снижаются. При этом, снизилась производительность персонала
организации, при росте ФОТ и снижении общего количества сотрудников
организации. Причинами данных негативных тенденций могут быть снижение
качества сервиса и предоставляемых услуг и отсутствие материальной
заинтересованности персонала в предоставлении пассажирам более
качественного обслуживания.
В последние годы все большее распространение получают фирменные поезда
– на Горьковской железной дороге их два: “Удмуртия” и “Италмас”. В этих
целях на железнодорожном транспорте введен отраслевой стандарт
"Стандартизация в обслуживании населения на железнодорожном транспорте.
Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах".
Для того чтобы выяснить качество обслуживания пассажиров и сервиса
Горьковского филиал ОАО ФПК - Вагонный участок Ижевск, был проведен опрос
пассажиров.
Данное исследование показало, что большинство пассажиров устраивает
качество и количество предлагаемых услуг, но 20% пассажиров хотели бы
воспользоваться телевизором для просмотра теле- и видео передач. Пассажиры
бизнес класса желают во время путешествия посетить игровое и Интернет купе.
15% хотели бы видеть в вагоне душ. Качество и ассортимент предлагаемых блюд
не устраивает 32,7% опрошенных. Основные пожелания по улучшению качества и
ассортимента заключаются в расширении ассортимента салатов и горячих блюд и
ввода детского рациона питания.
Стратегическая цель развития российских железных дорог заключается в
эффективном развитии конкурентоспособного на мировом рынке транспортного
бизнеса с учетом реализации ответственности национального перевозчика и
владельца железнодорожной инфраструктуры на основе принципа достижения
эффективности результатов при постоянном росте качества предоставляемых
услуг и высоком росте инноваций, безопасности перевозок, управленческой
культуры и социальной ответственности бизнеса.
Пассажирский комплекс играет одну из ключевых ролей в деятельности
организаций российских железных дорог. Одной из приоритетных задач, стоящих
перед компанией, является обеспечение движения пассажирских поездов
строго по расписанию, безопасность пассажиров, расширение сферы и повышение
качества услуг на вокзалах, обеспечение комфортных условий проезда
пассажиров.
Для повышения качества и увеличения объема оказываемых услуг на основе
проведенного исследования, можно предложить следующее:
. в фирменных поездах количество рационов питания увеличить до двух;
. рассмотреть возможность включения в рацион питания горячего супа, и
соков. Расширить ассортимент рационов питания, включив детский набор,
для проезжающих в вагонах повышенной комфортности по детским билетам;
. пересмотреть комплектацию санитарно-гигиенических наборов. Они могут
быть различны для фирменных и пассажирских поездов. Для фирменного
поезда бумажные салфетки заменить на набор одноразовых носовых
платков, взамен мыла включить губку для обуви, так как салфетки в
фирменном поезде входят в комплект пастельного белья;
. пересмотреть калькуляцию на печатную продукцию в вагонах эконом и
бизнес классов, стоимость наборов должна быть разной.
. рассмотреть экономическую целесообразность обустройства интернет купе
и видео салона;
. пожелания по усовершенствованию конструкции вагонов, наличие душа и
розеток с переменным током, направить на вагоностроительный завод, или
рассмотреть возможность модернизации вагонов при деповском ремонте;
. контролировать соблюдение заявленного вагонами-ресторанами меню из
трех вариантов блюд.
При выполнении данных рекомендации можно повысить качество услуг в
вагонах повышенной комфортности.
Пассажирские перевозки являются основным источником доходов всего
комплекса предприятий пассажирского хозяйства. Новые экономические
отношения требуют от предприятий пассажирского комплекса (вагонного
хозяйства РДОП, дирекций по обслуживанию пассажиров и прежде всего от
работников поездных бригад (начальников поездов, электромехаников,
проводников) повышения уровня квалификации, освоения новых приемов в
работе, повышения ее качества.
Эффективной формой повышения профессионализма проводников может быть
проведение обучений с внутренним тренером компании.
Для привлечения пассажиров рекомендуется организовать цикл рекламных
компаний по тематикам: « Комфорт пассажиру обеспечим», «Сервисные услуги на
вокзалах», «Информационные технологии в пассажирском хозяйстве».
В течение первого года общие затраты на реализацию мероприятий
составят примерно 1 770 000 руб.
На основе анализа динамики продаж за 2007-2009 годы, а также
проведенного исследования и уровня пассажиров, недовольных сервисом – около
30%, принято прогнозное значение увеличения объема продаж минимум на 30%.
Используя данный прогноз, можно предположить, что выручка от реализации
составит за год 128,128 милл.руб. Тогда прибыль будет равна 47,4 милл.руб.
Данное значение превышает прибылью, полученную в 2009 г. на 29,568
милл.руб. Однако данное значение рассчитано с учетом минимального
увеличения продаж от внедрения мероприятий.
Рентабельность продаж составит 37%, что почти в 2 раза превышает
показатель 2009 года.
Всё это позволяет сказать, что разработанные мероприятия повышения
эффективности сервиса и качества предоставляемых услуг Горьковского филиала
ОАО “ФПК” – Вагонный участок Ижевск являются экономически эффективными.