Введение………………………………………………………………………...........3 1. Отражение конфликтов в литературе и искусстве 1.1. Конфликт в литературе…………………………………………………………5 1.2. Конфликт в искусстве………………………………………………………….6 Заключение…………………………………………………………………………...8 Список использованной литературы……………………………………………...10

отражение конфликтов в литературе и искусстве

реферат
Психология
10 страниц
100% уникальность
2011 год
215 просмотров
Булгач Ю.
Эксперт по предмету «Конфликтология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………...........3 1. Отражение конфликтов в литературе и искусстве 1.1. Конфликт в литературе…………………………………………………………5 1.2. Конфликт в искусстве………………………………………………………….6 Заключение…………………………………………………………………………...8 Список использованной литературы……………………………………………...10
Читать дальше
Конфликт - одно из самых употребляемых в литературоведческой науке понятий. Оно настолько привычно для людей, говорящих и пишущих о литературе, анализирующих тексты, что, кажется, не требует или почти не требует более глубокого истолкования. Введенное в научный обиход благодаря трудам Гегеля, оно позднее закрепилось и стало одной из фундаментальных категорий литературоведения. В различных историко-литературных трудах авторитетнейших ученых (В.


Не знаете, сколько стоит написать бизнес план ? Получите расчет на сайте Work5, заполнив форму заказа.


. В. Виноградова, Ю. Н. Тынянова, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Ю.М.Лотмана, Г. Н. Поспелова, Л. И. Тимофеева, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума, Л. Я. Гинзбург, Д.Е.Максимова, Г. М. Фридлендера, А. П. Скафтымова, М. Л. Гаспарова, Б. М. Гаспарова, А. К. Жолковского и многих других) можно найти множество ценных частных наблюдений о бытовании конфликта в том или ином конкретном произведении, у того или иного писателя. Интерес к конфликту как особой литературоведческой и искусствоведческой категории, нуждающейся в отдельном глубоком изучении, проявился в 50-60-е годы. Публиковались работы, в которых делались попытки взглянуть на явление в контексте отдельных идейно-тематических и жанровых тенденций этого времени: «Конфликт в прозе о Великой Отечественной войне», «Конфликт в прозе о колхозной деревне», «Конфликт в драматургии» (Б. В. Михайловский, А. Богуславский) и т. д. С другой стороны, постоянный интерес к себе вызывало и само понятие конфликта. Попытки осмысления его эстетической природы, однако, не шли дальше обоснования его «диалектико-материалистической природы». Эстетическая природа конфликта чаще всего истолковывалась под углом зрения марксистской «теории отражения» - как зеркальное отражение в искусстве и литературе противоречий реальной действительности по готовым шаблонам: передовой герой и косная среда, либо наоборот, сознательный коллектив и герой-«отщепенец», город и деревня, новатор и консерватор. И это было вполне объяснимо, т. к. сама советская литература давала немало поводов для таких упрощенных социологических трактовок. Определенной вехой такого подхода стал труд Ю. Кузьменко «Литература вчера сегодня, завтра»(1981), в котором советская литература 20-70-х годов освещалась под знаком развития и трансформации социального конфликта «личность - среда», или «характер-коллектив». Однако, хорошо известно, что конфликт эстетический и конфликт в реальной действительности совпадают в произведении далеко не всегда, точно так же, как нельзя ставить равенства между действительностью и ее отражением в произведении. Внутренний мир произведения имманентен, довлеет себе, относительно автономен и живет благодаря множественным и разнообразным внутренним связям на разных уровнях содержания и формы. Поэтому естественно, что ставшее столь привычным для научно-литературоведческого обихода понимание содержания конфликта, строго говоря, не отражало всего многообразия отношений между различными элементами внутри текста художественного произведения, а также - между отдельными текстами, между текстом и автором и т. д.

Читать дальше
В русской литературе ХХ в. конфликт в его наиболее обобщенном и универсальном виде реализовался в антагонистическом противоречии между двумя мирами (этим и тем, миром реальным и инобытием). Двоемирие, с его антиномической неслиянностью и нераздельностью двух миров, унаследованное от эстетики романтизма, начиная с рубежа ХIХ-ХХ веков и кончая художественными поисками последних десятилетий прошло определенный путь развития - от неоромантического двоемирия Д. Мережковского, Ф. Сологуба, В.Соловьева и фольклорно-христианского двоемирия С. Есенина, Н. Клюева - через синтез, осуществленный Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Конфликт в каждом конкретном произведении есть отражение авторской позиции. С этой точки зрения он может быть валентным, если в нем присутствует ценностное заинтересованное участие автора и его пристрастия явно маркированы, и амбивалентным, в том случае, если автор находится в отношении вненаходимости к конфликту и изображает с позиции максимальной отстраненной объективности. История русской литературы ХХ века есть, по сути дела, история утраты принципа амбивалентности, найденном художниками ХIХ века (Пушкиным, Достоевским) в монологическом, «одноакцентном» (М.Бахтин) мире соцреалистической эстетики, и ее последующего обретения в литературе 60-80-х годов ХХ века с ее последовательной борьбой за принцип диалогической эстетики (В. Гроссман, В. Шукшин, Ю. Трифонов и др.). Конфликт является также источником, или изначальным эстетическим импульсом процесса создания художественного произведения. Конфликт между «пишущим» и «переживающим» (А.Ахматова), между автором и его «заместителем», «квази-автором» (М.Зощенко, И.Бабель), между автором и его двойником-тенью (А.Терц-Синявский), во многом объяснимый атмосферой советской действительности, стал важнейшим фактором и причиной своеобразия художественной формы. Так, в сказе у Зощенко и Бабеля подлинный конфликт часто выведен за пределы текста, спрятан за «кулисы» происходящего в рассказе, его истинное «местонахождение» - двойственное, противоречивое сознание автора. Русская литература ХХ века, унаследовавшая принцип двойничества Достоевского, дала целый ряд образов, в которых принцип диссоциации воплотился чрезвычайно разнообразно: в лирических героях А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, в Самгине М. Горького, в образах Грибоедова и подпоручика Киже у Тынянова. Вопреки расхожему представлению, двойничество - не психологическая или социальная аномалия, свидетельствующая о «кризисе буржуазного сознания», но осознанный, имеющий глубокую литературную традицию и чрезвычайно плодотворный прием обнажения узла противоречий в личности и мире. По сути дела, конфликт в произведении состоит из множества более «мелких» конфликтов на разных уровнях текста: идеологическом, композиционном, стилистическом, характерологическом, семантическом (а если это - поэтическое произведение, то наиболее отчетливо антиномизм, очевидно, проявится в лексическом, лексико-семантическом, ритмическом, интонационном, рифмическом «слое» стихотворения). Любое по-настоящему глубокое и сложное художественное произведение является поли-конфликтным. Конфликтная напряженность не обязательно ограничена пределами текста произведения. Она может быть «затекстовой», располагаясь, преимущественно, в авторском сознании. (2)
Читать дальше
1. http://www.bukinistu.ru/konflikt.html 2. Коваленко А. Г. Художественная конфликтология (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века) / Пособие по спецкурсу / Издательство Российского университета дружбы народов. Москва, 2001 г.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image