ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ 5
1.1. Психодиагностическая норма: понятие, специфика и виды 5
1.2. Проблема психодиагностической нормы в контексте образования 8
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА 16
2.1. Эмпирическая база исследования 16
2.2. Первичная диагностика познавательной сферы школьника 17
2.3. Диагностическая программа 21
2.4. Диагностическое заключение 23
2.5. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 44
Читать дальше
Одной из важных методологических проблем пси¬ходиагностики является осмысление единства формы и содержания заданий при диагностировании мышле¬ния, когда изучаются качественные его изменения либо на разных этапах возрастного развития, либо при диаг¬ностике специальных его видов (математическое, лин¬гвистическое, естественнонаучное, техническое и др.). Разумеется, можно выделить умственные действия, об¬щие для усвоения любого содержания, но наряду с ними существуют такие, которые формируются только в оп¬ределенном виде мышления .
Для того чтобы тест обладал признаками коррекционности, необходимо задавать ему совершенно определен¬ное содержание, т.е. соблюсти принцип релевантности. Содержательная релевантность состоит в том, чтобы дея¬тельность по выполнению заданий теста находилась в смысловом соответствии с диагностируемой деятельнос¬тью индивида. Если это обучение, то тест должен вклю¬чать такие понятия и логико-функциональные отношения между ними, которые важны для его успешного протека¬ния, а нарушения, выявляемые в ходе тестирования, вес¬ти к нарушениям в учебной деятельности.
Содержание коррекционной программы должно быть релевантно содержанию диагностической методики. Про¬грамма составляется таким образом, чтобы исключить возможности тренировки по тем видам заданий, которые даны в тесте, и обеспечить возможности формирования качеств, аспектов развития, которые диагностирует тест .
Ближайшие перспективы психодиагностики, по на¬шему мнению, состоят в дальнейшей разработке тео¬ретических основ и принципов развивающей диагнос¬тики, целью которой является не фиксация какого-либо неизменного результата, а определение динамики фун¬кциональных видов умственной деятельности учащих¬ся. При этом требует специального внимания проблема «преемственности» диагностики развития, которая предполагает сопоставимость результатов тестирова¬ния, полученных на любом возрастном срезе с помо¬щью специально разработанных единиц анализа. В рам¬ках обозначенных характеристик диагностического ин-струментария актуальны методики, связанные с фор¬мированием новых умственных действий, позволяющих установить зону ближайшего развития личности. В со¬временном образовании их зачастую определяют как обучающие тесты, с помощью которых могут фикси¬роваться приращения в умственных действиях субъек¬та в результате не только определенного типа обучения, но и в самой процедуре исследования .
Мы глубоко убеждены в необходимости разработки подходов и определения средств, позволяющих вклю¬чить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека. Важ-ные шаги в этом направлении уже сделаны, теперь дело за диагностическими и прогностическими индивиду¬ально-ориентированными методами.
Читать дальше
1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2007. 656 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 1996.
3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. М.: Ось-89, 2006. 192 с.
4. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2003. 64 с.
5. Боголюбов Л.Н. «Введение в обществознание», М., 1997 год.
6. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63-76.
7. Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики // Прикладная психология. 1997. С. 64-71.
8. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н Ежова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
9. Епанчинцева Г.А. О новых тенденциях развития психодиагностики // Известия Самарского научного центра РАН. Самара, 2002. С. 199-205.
10. Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987.
11. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
13. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. Мн., 1996.
14. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
15. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5.
16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
17. Лесгафт П. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. М.; Воронеж, 1998.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 2000
19. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. Под ред. Марченко М.Н. Т. 2 Теория права.: М., 1998г.
20. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
21. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 2009
22. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 304 с.
23. Равен Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2001. 142 с.
24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2005
26. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. «Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях», М., 2006 год.
27. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М.: ИПАН СССР, 1991. 244 с.
28. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997. 392 с.
29. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 12005
30. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
Читать дальше