Третья Конференция ООН по морскому праву утвердила новый институт
международного морского права — международный район морского дна (Район) и
определила режим его использования, что нашло отражение в Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г. (Часть XI). Связано это было с успехами в научно-
техническом развитии, которые позволили осваивать не только ресурсы
континентального шельфа, но и глубоководные районы Мирового океана.
Под термином «Район» понимается дно морей и океанов и его недра за
пределами действия национальной юрисдикции, т.е. за пределами
континентального шельфа. Ресурсами Района являются все твердые, жидкие или
газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, на
его морском дне или в его недрах (ст. 133). Деятельность в Районе
осуществляется с целью разведки и разработки его ресурсов. После того, как
ресурсы извлечены из Района, они рассматривались как полезные ископаемые.
Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества (ст. 136).
Поэтому ни одно государство не может претендовать на суверенитет или
суверенные права или осуществлять в отношении какой бы то ни было части
Района, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может
присваивать какую бы то ни было их часть.
Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени
которого действует Международный район морского дна (Орган). Эти ресурсы не
подлежат отчуждению, тем не менее полезные ископаемые, добываемые в Район
могут отчуждаться, но лишь в соответствии с положениями XI Конвенции 1982
г. и нормами, правилами Органа (п. 2 ст. 137).
Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми
государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю (ст. 141).
При этом в Конвенции 1 предусматривается, что деятельность в Районе должна
осуществляться с учетом необходимости защиты (ст. 145) и интересов всех
государств в области торгового, военного судоходства и рыболовства (ст.
147).
По положениям ст. 139 государства-участники обязаны обеспечить, чтобы
деятельность в Районе, осуществляемая их государственными предприятиями или
физическими юридическими лицами, имеющими их национальность находящимися
под эффективным контролем этих государств-участников или их граждан,
осуществлялась в соответствии с XI Конвенцией 1982 г. В случае если
несоблюдение ее положений приведет к нанесению ущерба, государства-
участники несут ответственность за него.
В соответствии с положениями Конвенции 1982 г. Орган призван
организовывать и контролировать деятельность по разведке и разработке
ресурсов Района, осуществляемую Предприятием Международного органа по
морскому дну (Предприятием), или государствами-участниками, или
находящимися под их контролем государственными предприятиями либо
физическими или юридическими лицами на основе контрактов на разведку и
разработку ресурсов Района, выдаваемых Органом. Предприятие, как и
обладатели контрактов, осуществляет свою деятельность в Районе на основе
утверждаемых Органом планов работы и несет перед Органом те же
обязательства, что и обладатели контрактов. Разведка и разработка ресурсов
Района, осуществляемая Предприятием, может вестись совместно с
развивающимися государствами или в рамках совместных предприятий по
освоению ресурсов Района. Данная система разработки ресурсов Района
получила название параллельной, так как в ней наряду с Предприятием могут
участвовать государства — участники Конвенции 1982 г. и иные субъекты
хозяйственной деятельности этих государств.
Орган должен проводить политику в отношении деятельности в Районе
таким образом, чтобы предотвращать ее монополизацию и содействовать участию
в освоении ресурсов всех государств независимо от их социально-
экономических систем и географического положения.
Вышеназванные, принципиальные положения в отношении Района должны быть
развиты и конкретизированы в нормах, правилах и процедурах деятельности
Органа.
Главными органами Международного органа по морскому дну являются
Ассамблея, состоящая из членов Органов; Совет, избираемый Ассамблеей и
насчитывающий 36 членов Органов; Секретариат. В начальный период после
вступления Конвенции 1982 г. в силу эффективная работа главных органов
обеспечивается следующими вспомогательными структурами Органа: юридической
и технической комиссией, финансовым комитетом.
Общая политика Органа устанавливается Ассамблеей в сотрудничестве с
Советом. Как общее правило, решения в органах принимаются консенсусом.
Решения Ассамблеи или Совета, имеющие финансовые или бюджетные последствия,
принимаются на основе рекомендаций финансового комитета.
В данной курсовой работе был исследован Международный Район морского
дна и правовой режим в нем.
Также были рассмотрены основные правила и положения пребывания в
Международном Районе морского дна и права на Международный Район морского
дна.
Были выполнены следующие задачи курсовой работы: дано понятие
международного морского права, рассмотрены его принципы; дано определение
морских пространств; дано понятие многонациональным и международным рекам и
рассмотрена их классификация; рассмотрены правовой режим трансграничных
водотоков и международных озер и правовой режим международных каналов.
Список использованных источников
1. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие. 3-е изд.,
перераб. и доп. М., 2002.
2. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. Изд.3-е — М., 2005.
3. Игнатенко Г.В., Ткунов О.И. Международное право: Учебник для вузов.
Изд.4-е /— М., 2007.
4. Бекяшев К.А. Международное публичное право 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: 2005. - 784 с.
5. Малинин С. А. Избранное. СПб., 2003.
6. Капустин А.Я. Международное право: Учебник для вузов – М. 2008.
7. Шестаков Л.Н. Международное право: Учебник — М., 2005.
8. Ковалев А.А., Черниченко С.В. Международное право: Учебник. Изд.3-е
– М., 2008.
9. Лукин Е.Е. Международное право. Ответы на экзаменационные билеты –
М.: Юрайт, 2011.
10. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. Изд.3-е — М.,
2005.
11. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для
студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. –
М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с.
12. Тузмухамедов Б.Р. Международное право в конституционной
юрисдикции. М., 2006.
13. Гуреев, С.А. Международное речное право / С.А. Гуреев,
И.Н. Тарасова. – М., 2004.
14. Колосов Ю.М. и др. Международное право: Учебник. Изд.2-е — М.,
2005.
15. Вылегжанин, А.Н. Шпицберген: правовой режим прилегающих морских
районов / А.Н. Вылегжанин, В.К. Зиланов. – М., 2006.
16. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной
подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009.
– 256 с.
17. Бекяшев К.А. Международное публичное право: Учебник. Изд.4-е — М.,
2008.
18. Кузнецов В.И., Тузмухамедов Б.Р. Международное право: Учебник.
Изд.2-е — М., 2007.
19. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. Международное право, - М.:
Международные отношения, 2005.
20. Тимченко Л.Д. Международное право, - Харьков: Консум, 2000.