Глава 1. Теоретический анализ литературы по вопросу особенностей психофизиологического развития младших школьников.
1.1 Особенности психофизиологического развития младших школьников.
1.2 Освоение понятий в младшем школьном возрасте.
Глава 2. Изучение особенностей развития мышления детей младшего школьного возраста
2.1 Соотношение мышления и действия в младшем школьном возрасте.
2.2 Образность мышление и связь мышления и речи у младших школьников.
Глава 3. Экспериментальное применение методов развития мышления у детей младшего школьного возраста.
3.1 Проведение опытной работы с детьми младшего школьного возраста.
Заключение
Список используемой литературы
Читать дальше
В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, при
поступлении ребенка в школу образуется новая социальная ситуация развития.
Центром социальной ситуации развития начинает выступать учитель, а ведущей
деятельностью становится учебная деятельность.
В ходе учебной деятельности складываются психологические
новообразования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в
развитии детей и являются фундаментом, который обеспечивает развитие
ребенка на следующем возрастном этапе. Исходя из этого, становится
необходимым учитывать учебные программы и методики, для нормального
развития школьника этого возраста. В процессе освоения правил происходит их
постоянная конкретизация в примерах и упражнениях. Дети учатся рассуждать и
сравнивать, анализировать и делать выводы, знакомятся с новыми для них
понятиями.
Основной и наиболее значимой функцией в младшем школьном возрасте
становится мышление. Обучение в школе строится таким образом, что словесно-
логическое мышление получает первостепенное значение. Систематически
осуществляемая и продуктивная умственная деятельность школьников, приносит
детям чувство удовлетворения, обеспечивая развитие познавательного
отношения ребенка к окружающему миру. В этой деятельности формируется ум
ребенка и его познавательные интересы. Иными словами у ребенка развивается
любознательность, она традиционно выделяется, как важнейший компонент
познавательной активности личности, её исследовательского поведения.
Обучение младшего школьника рациональным, осмысленным целенаправленным
способам умственных действий, их применению в четкой и логической
последовательности на основе обобщенного восприятия поставленных на уроке,
задач — одно из самых основных условий развития мышления детей в начальной
школе.
В результате нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ литературы по проблеме
особенностей психофизиологического развития младших
школьников.
2. Рассмотрены особенности освоения понятий младшими
школьниками.
3. Исследовано соотношение мышления и действия в младшем
школьном возрасте.
4. Изучено образность мышление и связь мышления и речи у
младших школьников.
5. Экспериментально применены методы развития мышления у детей
младшего школьного возраста.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что младший школьный
возраст, время, когда дети все реже используют практические действия для
решения простых задач бытового содержания. Особенности логического мышления
в изучаемом нами возрасте, отчетливо выступают в любых выполняемых детьми
мыслительных операциях. Развитие умственных умений имеет непосредственную
связь с освоением представлений и понятий, которые выступают основным
содержанием учебной деятельности младших школьников. Таким образом, наша
гипотеза, заключавшаяся в том, что развитие мышления у детей младшего
школьного возраста имеет свои особенности, подтвердилась.
Читать дальше
1. Байрамукова П.У. Схематический рисунок при решении задач // Начальная школа – 2001 - №11
2. Волович Н. Б. Наука обучать: психология преподавания математики. М., 2002.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2001.
4. Глейзер Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений школьников в процессе обучения геометрии. М., 2002.
5. Григорян К. Некоторые особенности процесса образного мышления. М., 2002.
6. Груденов Я. И. Психолого-дедуктивные основы методики обучения математике. М., 2001.
7. Давыдов В. В. Виды обучения в обучении. М., 2001.
8. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек Развивающийся. М., 2001.
9. Корнфельд С. Методические рекомендации к проверке сформированности пространственных представлений учащихся. М., 2000.
10. Крутецкий В. А. Психология математических способностей учащихся основной школы. М., 2000
11. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 2001.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2001.
13. Липкина А. И. О сравнении предметов дошкольниками. // «Дошколь¬ное воспитание» - 2004 - № 9.
14. Мацко Н. Д. Формирование пространственных представлений у учащихся I-IV классов в процессе обучения. Киев, 2002.
15. Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста.// «Вопросы психологии» - 1995 - № 1.
16. Нурмагомедов Д. Методика формирования пространственных представлений у учащихся основной школы. М., 2000
17. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. Вопросы психологии, М., 2001.
18. Подходова Н.С. Геометрия // Начальная школа, - 2001 - №1.
19. Психологические возможности учащихся основной школы в усвоении математики / под ред. В. В. Давыдова. М., 2000.
20. Пышкало А. М. Вопросы формирования геометрических представлений у учащихся основной школы. М., 2001
21. Скаткин Л. Н. Лекции по методике начального обучения математике. М., 2001.
22. Ульенкова У. В. Психология дедуктивных умозаключений у детей дошкольного возраста. //«Вопросы психологии» - 2008 - № 5.
23. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 2001.
24. Фуше А. Педагогика математики. М., 2001.
25. Цукарь А. Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике. Новосибирск, 2002.
26. Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. М., 2001.
27. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 2001.
Читать дальше