Речь — это один из основных видов коммуникативной деятельности
человека, осуществляемый посредством использования средств языка для
общения. При нарушении развития речи коммуникации ребенка ограничены,
снижается количество информации, получаемой им при общении с взрослыми,
нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает
эмоциональная сфера. Таким образом, нарушение развития речи может приводить
к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий. Эта
проблема является очень актуальной, и ее исследованием занимаются
специалисты самых различных направлений — неврологи и психиатры, логопеды и
психологи.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций
человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для
специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым
формируются и уточняются представления ребенка об окружающей
действительности, совершенствуя формы ее отражения. Речевые трудности могут
повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни
детей в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную
активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей
действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и
игровой деятельности. Дети, недостатки, речи которых не были своевременно
выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в
начальном звене школы.
Страдающие речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое
комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От
того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится
коррекционная работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, зависит
дальнейшее обучение ребенка в школе и формирование его личностных качеств
при взрослении.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера
речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие
ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи,
ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование
личности уже взрослеющего человека, вызывать психические наслоения,
специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать
развитию отрицательных качеств характера.
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы, которые
свидетельствуют о том, что:
1 Афазия (от греч. а — отрицание р has is — речь) — обобщающее
обозначение расстройств речи, возникающих у людей с сохранным
артикуляторным аппаратом и достаточным слухом, при которых частично или
полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения
мыслей и чувств или (и) понимать слышимую речь.
…..2. Существует несколько форм афазий. При сенсорной афазии утеряна и
способность к повторению слов. При семантической афазии возникают трудности
построения предложений. В речи больного с амнестической афазией мало
существительных и много глаголов, при этом активная речь беглая, сохранено
понимание как устной, так и письменной речи. Тотальная афазия — сочетание
моторной и сенсорной афазии: больной не понимает обращенной к нему речи и
сам в то же время оказывается неспособным к активному произнесению слов и
фраз.
3. Проанализировав данные теоретических исследований по данной
тематике, было проведено экспериментальное исследование с использованием
методики Цветковой и анкетирование по выявлению самооценки.
По данным анализа показателей динамики восстановления речи, улучшение
состояния речевой функции отмечалось у 69 % больных, значительное улучшение
у 31 % больных, незначительное улучшение или отсутствие улучшения не
наблюдалось. Такие же расчеты были проведены по результатам количественной
оценки динамики восстановления речи у больных контрольной группы. Здесь
получены более низкие результаты: у 1% больных отсутствовала положительная
динамика, у 15 % выявлена незначительная динамика, у 74% наблюдалось
улучшение речевой функции, у 10 % значительное улучшение.
В целом, исследование свидетельствует о том, что наиболее высокие
показатели положительной динамики восстановления утраченных функций
наблюдалось, как мы и ожидали, у больных со средней степенью выраженности
дефектов. Это объясняется тем, что именно этой группе доступно наибольшее
число видов деятельности и понимания их вербального сопровождения по
сравнению с тяжёлыми пациентами. Больные же с легкими дефектами, будучи
относительно состоятельными, не имеют столь высокой мотивации к продвижению
в деятельности и речи, в связи с чем их динамические показатели ниже.
Список использованной литературы
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.-400
с.
2. Глухов В. П. Основы психолингвистики: Учеб. пособие для
студентов,1990.- 548 с.
3. Диагностика нарушений речи у детей (2000): Методические
рекомендации / Под ред. Р.И. Лалаевой. – СПб.: Питер, 2007.- 234 с.
4. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту
живого слова: Сб. статей / Сост. В. Я. Коровина. – М., 2007.- 465
с.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. (1990) Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников. 2-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 2007.- 345 с.
6. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.;
Воронеж,2009. – 432 с.
7. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация,
паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие / Г.
Н. Иванова-Лукьянова. – М., 2008. – 197 с.
8. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. (2008) Психология развития общие и
специальные вопросы: Учебное пособие. -СПб.: Детство-Пресс., 2007.-
267 с.
9. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста // Клинические и
психологические аспекты - СПб: Питер, 2006.- 321 с.
10. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. –
М.,2005. – 310 с.
11. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей:
Методическое пособие / Под ред. Л.В. Лопатиной.- СПб.: Питер, 2007.-
345 с.
12. Логопедия :Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов высших
учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой. М.-М.: Академия, 2008.-
367 с.
13. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.:
Издат. Центр «Академия», 2002.- 380 с.
14. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 276 с.
15. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А.
Р. Лурия. – М.: «Академия», 2009. – 352 с.
16. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2000.-245 с.
17. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и
подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих
расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 (2003).
-М. – СПб, 2007.- 321 с.
18. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М.:
ИНФРА-М, 2008.- 334 с.
19. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.,
1968.- 220 с.
20. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по языкознанию: В 2 т. –
М.1963. – Т.1 – 336 с.
21. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973.- 472 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика,
1989. – Т.1.-259 с.
23. Рудестам К. Групповая психотерапия: Пер. с англ. - М.: Прогресс,
1993.- 346 с.
24. Цветкова Л. С., Торчуа Н. Г. Афазия и восприятие. – М.;
Воронеж,2008– 176 с.
25. Чутко Л.С., Ливинская А.М. (2006) Специфические расстройства
речевого развития у детей: Учебное методическое пособие.- СПб.:
Питер, 2009.- 456 с.