Введение 3 Главы: 1. Конституционные основы федерализма 7 1.1. Становление и понятие федерализма 7 1.2. Организационные и функциональные признаки федерализма 13 1.3. Конституционные принципы развития федерализма в России 20 1.4.Сравнительно-правовой анализ федерализма в России и Германии: проблемы, тенденции и перспективы развития 27 Глава 2. Правовые статусы субъектов РФ 31 2.1.Особенности правового статуса субъекта федерации 31 2.2. Актуальные правовые проблемы разделения властей между Федерацией и ее субъектами 40 Глава 3. Тенденции развития федерализма 50 3.1.Проблемы и тенденции моделирования федерализма в России 50 3.2. Перспективы российского федерализма 68 Заключение 77 Список литературы 82

Основные тенденции развития Российского федерализма

дипломная работа
Право
80 страниц
100% уникальность
2011 год
100 просмотров
Махмутова Н.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Главы: 1. Конституционные основы федерализма 7 1.1. Становление и понятие федерализма 7 1.2. Организационные и функциональные признаки федерализма 13 1.3. Конституционные принципы развития федерализма в России 20 1.4.Сравнительно-правовой анализ федерализма в России и Германии: проблемы, тенденции и перспективы развития 27 Глава 2. Правовые статусы субъектов РФ 31 2.1.Особенности правового статуса субъекта федерации 31 2.2. Актуальные правовые проблемы разделения властей между Федерацией и ее субъектами 40 Глава 3. Тенденции развития федерализма 50 3.1.Проблемы и тенденции моделирования федерализма в России 50 3.2. Перспективы российского федерализма 68 Заключение 77 Список литературы 82
Читать дальше
Важнейшей теоретической и практической проблемой современного этапа развития Российского государства выступает становление и развитие федерализма. От его успешного развития зависят результаты глубоких преобразований, идущих уже около двух десятилетий в политической, экономической, социальной, духовной сферах. От того как будет развиваться российский федерализм фактически зависит судьба всей России. Достаточно убедительно об этом заявлено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2001 года: «По-настоящему сильное государство - это еще и прочная Федерация. Для ответа на вопросы, какой федерализм строится в России и что нужно предпринять обществу и государству для формирования развитого федерализма, возникает насущная потребность в теоретическом анализе генезиса и эволюции российского федерализма, определении его особенностей и специфики развития. Актуальность этой проблематики весьма резко обозначил Президент Российской Федерации В. В.


Чтобы заказать контрольную работу по физкультуре заполните форму заказа. Укажите все требования и мы приступим к выполнению вашей контрольной работы!


. Путин в своем первом Послании Федеральному Собранию 8 июля 2000 г.: «Мы все время говорим о Федерации и ее укреплении, годами говорим. Однако надо признать: у нас еще нет полноценного федеративного государства. Хочу это подчеркнуть у нас есть, у нас создано децентрализованное государство». Такой итог развития российского федерализма в конце XX века достаточно закономерен, так как это обуславливалось целым рядом причин: переходом от одного общественного строя к другому, неразвитостью демократических институтов государства, отсутствием гражданского общества, усложнением федеративных отношений этнонациональной проблематикой, теоретической неподготовленностью власти и общества строить развитый федерализм, отсутствием четкой концепции формирования федерализма, наконец, неполнотой конституционного и законодательного регулирования федеративных отношений. Многие из названных причин сохранились и сегодня. Их перечень, к сожалению, пополнился в начале XXI столетия и другими, что будет рассмотрено в данной работе. Все это придает дополнительную актуальность исследованию российского федерализма. Актуальность данной темы проявляется также в том, что в конституционно-правовой науке нет единообразия в понимании содержания понятия «федерализм». По мнению большинства исследователей, федерализм является многомерным явлением. В нем имеются не только правовые, но и исторические, политические, экономические, фискальные, культурные, идеологические, этнические и другие аспекты. В силу многосторонности федерализма для познания всех его сторон требуется усилия не только юристов, но и экономистов, финансистов, политологов, философов, историков, социологов и других специалистов. Вероятно правы М. В. Глигич-Золотарева и Н. М. Добрынин, заявляющие: «.многие проблемы федерализма вообще неразрешимы посредством использования традиционных методов конституционно-правового исследования и требуется внедрение совершенно новых, особенно междисциплинарных подходов». На основе многомерности федерализма возникают различные теории, доктрины, модели федерализма. Исследователи ряда стран выработали целый комплекс правил дуалистического, кооперативного, бюджетного, экономического, фискального федерализма, способствующих укреплению и развитию федеративных отношений между органами государственной власти федерации и ее субъектов. Современные теории федерализма широко используют знание прикладных наук - теории управления и кибернетики для объяснения природы федерализма и федеративного государства. Общие вопросы развития российского федерализма в силу своей актуальности находятся в центре внимания многих отечественных ученых. Теоретической основой настоящего исследования явились труды таких исследователей федерализма, как С. А. Авакьян, А. С. Автономов, С. С. Алексеев, К. В. Арановский, М. В. Баглай, А. В. Безруков, А. В. Безуглов, М. В. Глигич-Золотарева, Н. М. Добрынин, О. Е. Кутафин, Б. М. Лазарев, Ю. А. Тихомиров, А. А. Югов и др. Объектом исследования является федерализм - одна из основ конституционного строя Российской Федерации, основополагающий принцип государственно-территориального устройства Российской Федерации, сущность которого составляют государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов в составе Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой. Предметом исследования являются правовые акты Российской Федерации и иные правовые акты, под воздействием которых шел процесс зарождения и эволюции российского федерализма. Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении теоретико-правовых проблем формирования и развития российского федерализма, раскрытии современной конституционно-правовой модели федерализма в России и выработке предложений по ее совершенствованию. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: - определить понятие и становление федерализма; - выделить организационные и функциональные признаки федерализма; - обозначить конституционные принципы развития федерализма в России; -провести сравнительно-правовой анализ федерализма в России и Германии; - выделить особенности правового статуса субъектов РФ; - определить актуальные правовые проблемы разделения власти между Федерацией и ее субъектами; - найти проблемы и обозначить тенденции моделирования федерализма в России; - обозначить перспективы российского федерализма. Методологическую основу исследования составляют историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-логический методы. По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Осуществленное в настоящей работе исследование процесса генезиса, становления и развития российского федерализма позволяет сделать некоторые обобщенные выводы. Генезис российского федерализма имеет свою более чем тысячелетнюю историю. Первоначальный российский федерализм (протофедерализм) зарождался в примитивных протогосударственных образованиях - союзах и суперсоюзах восточнославянских племен на основе протофедеративного договора (ряда). Свое дальнейшее развитие протофедерализм получил в Древнерусском государстве и в Великом княжестве Московском, трансформировавшись в феодальный генеалогический протофедерализм. Элементы федерализма проявлялись в унии Российской империи с Великим Княжеством Финляндским и Королевством Польским в XIX - начале XX века. Конституция 1993 г., закрепив важнейшие принципы российского федерализма, установила более совершенную его модель. Коренное отличие ее от предшествующей заключалось в признании единства государственного суверенитета Российской Федерации, аннулировании несвойственного для федеративного государства феномена государственного суверенитета республик, закреплении принципа государственной целостности и верховенства федерального права над правом субъектов Федерации, а также равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Новая конституция закрепила единство системы государственной власти. Наряду с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, в статьях 71-73 осуществлено конституционное разграничение предметов ведения Федерации, ее субъектов и совместных предметов ведения, при этом Конституция установила, что все субъекты Федерации, а не только республики обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Установленная Конституцией 1993 г. модель российского федерализма наряду с позитивными изменениями имела и очевидные недостатки. Сохранилась асимметрия Федерации, такого многообразия видов субъектов (шесть) нет ни в одной Федерации мира. Только за республиками закреплен статус государства. Вопреки принципу равноправия субъектов Федерации, Конституция закрепила чуждую для мировой теории и практики федерализма конструкцию вхождения одного субъекта Федерации (автономный округ) в состав другого субъекта (край, область). Начавшийся в 1994 г. в ходе реализации ч.З ст. 11 Конституции процесс заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов привел к фактическому повышению статуса многих субъектов Федерации, так как данные договоры разграничивали не только компетенцию органов государственной власти, но, вопреки Конституции, перераспределяли предметы ведения, установленные ею в ст.71 и 72, что генерировало углубление асимметрии Федерации. Кроме того, предметы ведения, закрепленные в ст. 72 Конституции не дают представления о том, что в этих сферах должна делать Федерация, а что ее субъекты. Анализ развития российского федерализма с 1993 г. по 1999 г. позволяет утверждать, что оно замедлилось и пошло по пути децентрализации федеративных отношений. Этому способствовало недостаточно полное регулирование Конституцией России федеративных отношений: - не был установлен институт федерального воздействия, необходимый в случаях нарушения субъектами Федерации федеральной Конституции; - не закреплены принципы бюджетного и экономического федерализма; - не установлены критерии, которым должен соответствовать субъект Российской Федерации; - в конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, установленной в ч.З ст.11, среди способов разграничения не упоминается федеральный закон. Крайне важно и то, что в этот период не было концептуального федерального законодательства, регулирующего федеративные отношения. Тенденция децентрализации федеративных отношений проявилась в следующем: - провозглашении и закреплении в конституциях республик их государственного суверенитета, договорного характера взаимоотношений с Российской Федерацией на основе норм Федеративного договора 1992 г.; - в отсутствии федерального закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации последние формировали систему своих органов государственной власти не в соответствии с положениями федеральной Конституции; - размывании единого правового пространства страны вследствии несоблюдения принципа приоритета норм Конституции России над другими правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации; - не соответствующее Конституции России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, принявшее массовый характер при заключении договоров между Федеральным центром и субъектами Федерации. Недостаточность конституционного регулирования проблем российского федерализма в условиях перехода от одного общественного строя к другому, когда правовая, политическая, экономическая системы находятся в стадии модернизации, вынудили Федеральный центр взять на рубеже XX и XXI веков жесткий курс на преодоление последствий массовой децентрализации государственной власти путем реформирования федеративных отношений обычными федеральными законами в направлении централизованной модели федерализма. Законодательное реформирование федеративных отношений осуществлялось по нескольким направлениям. Во-первых, приняты концептуальные федеральные законы «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; «О координации международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации». Во-вторых, начался процесс восстановления единого правового пространства страны на базе июньских 2000г. решений Конституционного Суда Российской Федерации. Резко активизировалась контрольная и надзорная деятельность федеральных органов государственной власти за соответствием конституций (уставов) и законодательства субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам. Прекратилась практика заключения договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, количество действующих договоров стало быстро уменьшаться. В-третьих, осуществлено укрепление «вертикали исполнительной власти»: образованы федеральные округа, создана новая система территориальных органов федеральных органов государственной власти (при этом роль полномочных представителей Президента России в федеральных округах вышла за рамки координации и контроля), установлена не имеющая аналогов в зарубежных федерациях новая модель замещения высшего поста должностного лица субъекта Федерации, предусматривающая представление президентом России в парламент субъекта Федерации кандидата на эту должность для наделения полномочиями. В-четвертых, при разграничении федеральным законодательством полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения многие сферы общественных отношений, которые отнесены статьей 72 Конституции России к предметам совместного ведения, фактически переведены в сферу исключительной компетенции государственной власти Федерального центра. В-пятых, начался процесс совершенствования субъектного состава Российской Федерации путем объединения краев и областей с входящими в их состав автономными округами. В результате количество субъектов Федерации уменьшилось с 89 до 83.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года // Российская газета, № 237, 25.12.1993. 2. Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ (ред. от 26.04.2007) О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 20.06.2003) // Парламентская газета, N 123, 08.07.2003. II. Литература 1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994. 2. Адамеску А., Кистанов В., Савельев В. Экономическое районирование как основа территориального устройства России // Федерализм. 1998. N 1. 3. Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма // Журнал российского права. 2001. N 12. 4. Бессонова В.В. Конституционно-правовые основы объединения субъектов Российской Федерации на примере Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 5. Глигич-Золотарева М. Укрупнение субъектов Федерации: Pro et Contra // Федерализм. 2002. N 1. 6. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юрист, 2006. С. 11. 7. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 8. Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // Credo new. 2000. N 1. 9. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003. 10. Дудко И.Г. Система правовых актов субъектов Российской Федерации // Научные труды Российской академии юридических наук. Т. 1. М., 2001. 11. Жидких В.А. Федерализм в России: эволюция, проблемы, перспективы. М.: Экономика и право, 2005. 12. Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. 13. Кистринова О.В., Перспективы развития федерализма в России // Право и политика, 2007, N 6. 14. Ковтун А.С. Концептуальные и нормативные основания экономико-правовой политики государства в контексте эволюции современного российского федерализма (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 15. Козлов А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти // Конституционный строй России. М., 1996. Вып. III. 16. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2005. N 1. 17. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации: основы концепции, конституционная модель, практика. М., 1999. 18. Лучин В.О. "Указное право" в России. М., 1996. 19. Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М., 1995. 20. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1998. 21. Малый А.Ф. Особенности договорных отношений в "сложносоставном" субъекте Российской Федерации / МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ТК Велби, 2006. 22. Мамаев Р.Б., Состояние и перспективы законодательного обеспечения института разграничения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика, 2004, N 9. 23. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. М., 2002. 24. Миронов В.П. Разграничение полномочий в сфере государственной службы между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2005. N 1. 25. Миронов В.П. Разграничение полномочий в сфере государственной службы между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2005. N 1. 26. Основы теории и практики федерализма. М., 1999. 27. Празаускас А.А. Индия: национальная политика и федерализм // Исследования по прикладной и неотложной этнологии / Сер.: Межнац. отношения в соврем. мире. М.: ИЭА РАН, 1992. Вып. N 5. 28. Саликов М.С. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право. 1997. N 9. 29. Соколов А.Н., Губин Ю.Н. Федерализм в России - эволюция развития: Монография. Калининград: КЮИ МВД России, 2006. 30. Соколов А.Н., Проблемы федеративного конституционализма в России // Конституционное и муниципальное право, 2007, N 11. 31. Тихомиров Ю.А. Государственное управление: модель и реальность // Право и экономика. 2006. N 4. 32. Тихомиров Ю.А. Правовое обеспечение государственных реформ: проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. N 10. 33. Топорнин Б.Н. Федерализм: теория, институты отношения (сравнительно-правовое исследование). М.: Юрист, 2001. 34. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 35. Умнова И.А. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы // Российская Федерация и ее субъекты: проблема гармонизации отношений. Проблемно-тематический сборник. М., 1998. 36. Федерализм: Энциклопедический словарь. М., 1997. 37. Чертков А.Н. Законодательное регулирование в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. М., 2005. 38. Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. М., 2009. 39. Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image