В результате нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что на примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. Таким образом, понимание произведения решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности дошкольника. Ребенок знакомится с ситуациями, которые требуют высокой моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, чести, ответственности.
При рассматривании иллюстраций педагогу необходимо побуждать дошкольника слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест, цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых дошкольникам животных птиц.
Осмысленность и понимание текста достигается мыслительной деятельностью ребенка в процессе восприятия. Степень обобщенности зависит от особенностей, которыми располагает ребенок в своей системе понятий.
В нашем исследовании принимали участие 15 детей от 5,8 до 6,7 лет (средний возраст – 6,3 года) ДОУ № 46 (ул. Ангарская 46 А).
Условия в группе типовые. Работают по программе "Золотой ключик" основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Основная цель программы - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей.
Детский сад II категории, то есть реализуют образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по нескольким направлениям его деятельности.
Констатирующий эксперимент. Целью данного этапа работы явилось определение исходного уровня понимания текста старшими дошкольниками. Все требования к проведению психологического исследования в ДОУ соблюдались.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались сказку Пляцковского М. «Однажды утром» (для начального введения детей в процесс эксперимента) и рассказы для детей старшего дошкольного, входящие в сборник В. Осеевой «Волшебное слово». Для этих рассказов характерна неоднозначность характеров персонажей и неоднозначность интерпретации их поступков. Действия того или иного персонажа, взятые сами по себе, могут расцениваться как положительные, однако в контексте рассказа они выступают перед читателем как отрицательные.
В первой серии констатирующего эксперимента, мы использовали сказку «Однажды утром». Мы выявили критерии, по которым оценивали верность ответов, это: понимание смысла сказки (быть опрятным, не браниться, понимать, что люди хотят видеть, что ты проявляешь к ним уважение), понимание различий в объектах текста (перечисление того, какой был утенок и какой стал, он один, но отношение к нему, со стороны героев, было другим). Оценивали ответ по шкале от нуля до пяти (полностью неверно переданный смысл – полностью верно переданный смысл сказки). В результате опроса, мы выявили, что из всей выборки детей, только два ребенка, верно и точно, ответили на вопросы.
Причем, наблюдается четкая неразрывность сопоставления реальности и сказки (многие дети, пытались объяснить смысл сказки, говоря о том, что свойства, приписанные объектам – не реалистичны). Иными словами, мы можем наблюдать здесь проявление негибкости мышления, точнее в изучаемом возрасте, мы говорим в первую очередь о не развитости фантазии, вероятнее всего, ребенку просто сложно представить некоторые ситуации, которые он не видел. Во второй серии эксперимента, мы использовали рассказ «Отомстила» В. Осеевой, для определения уровня умений понимать текст дошкольниками (Представлено в Приложении 1). Мы выявили, что рассказ вообще вызвал трудность в понимании, и объяснили это в первую очередь трудностью отношений в рассказе, их явной морально – этической раскраской. В то же время, нужно учитывать, что в этом возрасте, дети уже обладают определенными умениями, позволяющими им при благоприятных условиях понимать сложные литературные тексты. В результате проведения эксперимента 62 % ответа, не были верными, иными словами дети, в большей части не поняли смысл текста. Многие дети не смогли проследить последовательность событий, уточняли «А девочка как увидела, что мальчик упал?», «Дерево было вот такое большое, а девочка не смогла залезть на него?». Другими словами, мы увидели понимание текста скорее фрагментарно, не в системе всего произведения.
Формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – формирование умения понимать текст произведений посредством иллюстраций. На первом этапе занятий применяется метод беседы, для формирования спонтанной речи, то есть беседа с ребенком на близкую ему тему. Ребенка необходимо подвести к более сложным предложениям, так как большинство из них говорят, односложно с использованием тех же слов, что в вопросе. Перед проведением самого обучения необходимо провести предварительную работу, которая заключается в чтении художественных произведений и произведений устного народного творчества, подготовке необходимых атрибутов (изготовлении макетов и персонажей) для инсценировок, рассматривании картин, разучивании ролей, участии в коллективных праздниках, прогулках, беседах, наблюдениях и так далее. В работе использовались рассказ «Самое главное» М. Зощенко и сказка Сутеева В. «Елка». Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции, особенно на первоначальном этапе, вызванные речевым нарушением, невнимательностью. Мы не связывали данные трудности с непривычностью ситуации, так как перед проведением эксперимента, общались с детьми, просто наблюдая за ними в группе детского сада.
Контрольный эксперимент. Мы выявили, что наблюдается положительная тенденция и в ответах детей о сопоставлении реальности и сказки, а также перечисления действий героев, практически все дети в выборке, не упускали ни одного из них, мы связываем это с применением иллюстраций в тексте, и с умелым соотнесением последних с текстом.
Другими словами, мы можем наблюдать здесь проявление уже гибкости мышления, точнее в изучаемом возрасте, мы говорим в первую очередь о фантазии, детям проще воспринимать текст, при наличии иллюстраций. Таким образом, по первой серии контрольного эксперимента, мы выявили эффективность проведенной работы с дошкольниками в формирующем.
Во второй серии эксперимента, мы использовали рассказ «Отомстила» В. Осеевой, для определения уровня умений понимать текст дошкольниками, при использовании иллюстраций. Мы выявили, что рассказ в данном случае, уже не вызвал трудность в понимании, и объяснили это в первую очередь тем, что были использованы иллюстрации, дети смогли увидеть и проследить связь явлений и событий в тексте. В то же время, нужно учитывать, что в этом возрасте, дети уже обладают определенными умениями, позволяющими им при благоприятных условиях понимать сложные литературные тексты, что мы и выявили, даже при наличии подтекста эстетической, моральной окраски
В результате проведения эксперимента 66 % детей, показали верное понимание текста, тогда как в констатирующем их было менее тридцати. Причем, дети, которых мы не включили в список, ответивших верно, так или иначе представляли смысл произведения, скорее возникала проблема вербализации мысли, о сложных этических категориях. В данном случае, мы уже не сталкивались с непониманием текста, его сути. Эмоция стыда, спрятанная в глубинах смысла произведения, осознавалась детьми в большей мере. Таким образом, мы видим понимание текста в системе всего произведения, а не отдельных его частей.
Все дети представляли смысл произведения, скорее возникала проблема вербализации мысли, о сложных этических категориях. В данном случае, мы уже не сталкивались с непониманием текста, его сути.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение иллюстраций к тексту произведения, формирует умения старших дошкольников понимать текст, то есть проведенный нами формирующий эксперимент показал свою эффективность.
В ходе работы нами были решены следующие задачи:
1. Изучена отечественная и зарубежная литература по проблеме направлений в изучении формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций.
2. Рассмотрены уровни формирования умения понимать текст произведений в старшем дошкольном возрасте.
3. Исследована методика формирования умения дошкольников понимать текст посредством иллюстраций.
4. Экспериментально изучены методы формирования у детей старшей группы умения понимать текст произведений посредством иллюстраций.
Таким образом, наше гипотеза, заключавшаяся в предположении о том, что применение иллюстрации для формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста, эффективно, если обеспечить систему использования методов на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, подтвердилась.