Введение Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста умения понимать текст произведений посредством иллюстраций 1.1 Направления в изучении формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций 1.2 Уровни формирования умения понимать текст произведений в старшем дошкольном возрасте 1.3 Методика формирования умения дошкольников понимать текст посредством иллюстраций Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование у детей старшей группы умения понимать текст произведений посредством иллюстраций 2.1 Задачи и условия проведения опытной работы с детьми 2.2 Констатирующий эксперимент 2.3 Проведение и описание формирующего эксперимента 2.4 Ход и результаты контрольного эксперимента Заключение Список использованных источников Приложения

Особенности формирования у детей старшей группы умения понимать текст произведений посредством иллюстраций

дипломная работа
0 страниц
100% уникальность
2011 год
51 просмотров
Левченко Ю.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста умения понимать текст произведений посредством иллюстраций 1.1 Направления в изучении формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций 1.2 Уровни формирования умения понимать текст произведений в старшем дошкольном возрасте 1.3 Методика формирования умения дошкольников понимать текст посредством иллюстраций Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование у детей старшей группы умения понимать текст произведений посредством иллюстраций 2.1 Задачи и условия проведения опытной работы с детьми 2.2 Констатирующий эксперимент 2.3 Проведение и описание формирующего эксперимента 2.4 Ход и результаты контрольного эксперимента Заключение Список использованных источников Приложения
Читать дальше
Актуальность исследования. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, задача обучения понимания родного языка в тексте – является одной из самых важных. Данная цель состоит, в свою очередь, из целого ряда частных задач, например: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматической правильности речи, развитие разговорной речи ребенка (ведь он должен правильно услышать), воспитание интереса к самому тексту, закрепление и активизация словаря и целый ряд других задач. Главная обучающая задача, при работе с текстом состоит в том, чтобы сформировать у дошкольника приемы понимания текста, которые он применять сам и в определенном порядке. Данный порядок задается текстом. Формирование умения понимания текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в этом процессе психических процессов, которые участвуют в понимании (внимание, память, воображение, мышление), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, а также, что не маловажно, и эстетических чувств. Помимо этого, успешное освоение окружающей действительности не возможно без должного развития понятийного мышления ребенка, которое само по себе оперирует понятиями. Можно говорить о том, что работа со словарем ребенка теснейшим образом связана с познавательным развитием.


Если вы ищете сайты с магистерскими диссертациями , заходите на сайт Work5.


. В то же время, сама методика обучения детей понимать текст, должна подразумевать, использование конкретных инструментов, которые были бы доступны ребенку старшего дошкольного возраста. В данном случае, мы ведем речь, об иллюстрации, как посредника для формирования умения понимания текста. Таким образом, мы определили тему нашей работы – «Особенности формирования у детей старшей группы умения понимать текст произведений посредством иллюстраций». Целью исследования является изучение специфики формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: умение понимать текст у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: умение понимать текст посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: Применение иллюстрации для формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста, эффективно, если обеспечить систему использования методов на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме направлений в изучении формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций. 2. Рассмотреть уровни формирования умения понимать текст произведений в старшем дошкольном возрасте. 3. Исследовать методику формирования умения дошкольников понимать текст посредством иллюстраций. 4. Экспериментально изучить методы формирования у детей старшей группы умения понимать текст произведений посредством иллюстраций. Методы исследования: 1. Анализ научной и методической литературы по проблеме формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста. 2. Наблюдение за процессом развития детей, в результате применения программы в рамках дошкольного учреждения. 3. Психолого-педагогический эксперимент. 4. Количественный и качественный анализ экспериментально полученных данных. Степень разработанности проблемы. Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Т.Г. Ромзаева, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, О.В. Сосновская. Обучение пониманию текста определялась и в модели «идеального читателя» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.), концепции коллективно-распределенной учебной деятельности (Давыдов В.В., Рубцов В.В., Цукерман Г.А.), лингвистической теория видов текстовой информации (Гальперин И.Р.). Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция смысловой структуры сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, В.В Столин), концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С.Выготский, И.Т.Власенко, Н.И.Горелов, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные углубляют имеющиеся знания о специфике формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста. Практическое значение. Данные исследования могут быть применены в педагогической работе дошкольных учреждений, с целью формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией.

Читать дальше
В результате нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что на примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. Таким образом, понимание произведения решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности дошкольника. Ребенок знакомится с ситуациями, которые требуют высокой моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, чести, ответственности. При рассматривании иллюстраций педагогу необходимо побуждать дошкольника слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест, цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых дошкольникам животных птиц. Осмысленность и понимание текста достигается мыслительной деятельностью ребенка в процессе восприятия. Степень обобщенности зависит от особенностей, которыми располагает ребенок в своей системе понятий. В нашем исследовании принимали участие 15 детей от 5,8 до 6,7 лет (средний возраст – 6,3 года) ДОУ № 46 (ул. Ангарская 46 А). Условия в группе типовые. Работают по программе "Золотой ключик" основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Основная цель программы - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Детский сад II категории, то есть реализуют образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по нескольким направлениям его деятельности. Констатирующий эксперимент. Целью данного этапа работы явилось определение исходного уровня понимания текста старшими дошкольниками. Все требования к проведению психологического исследования в ДОУ соблюдались. Для проведения констатирующего эксперимента использовались сказку Пляцковского М. «Однажды утром» (для начального введения детей в процесс эксперимента) и рассказы для детей старшего дошкольного, входящие в сборник В. Осеевой «Волшебное слово». Для этих рассказов характерна неоднозначность характеров персонажей и неоднозначность интерпретации их поступков. Действия того или иного персонажа, взятые сами по себе, могут расцениваться как положительные, однако в контексте рассказа они выступают перед читателем как отрицательные. В первой серии констатирующего эксперимента, мы использовали сказку «Однажды утром». Мы выявили критерии, по которым оценивали верность ответов, это: понимание смысла сказки (быть опрятным, не браниться, понимать, что люди хотят видеть, что ты проявляешь к ним уважение), понимание различий в объектах текста (перечисление того, какой был утенок и какой стал, он один, но отношение к нему, со стороны героев, было другим). Оценивали ответ по шкале от нуля до пяти (полностью неверно переданный смысл – полностью верно переданный смысл сказки). В результате опроса, мы выявили, что из всей выборки детей, только два ребенка, верно и точно, ответили на вопросы. Причем, наблюдается четкая неразрывность сопоставления реальности и сказки (многие дети, пытались объяснить смысл сказки, говоря о том, что свойства, приписанные объектам – не реалистичны). Иными словами, мы можем наблюдать здесь проявление негибкости мышления, точнее в изучаемом возрасте, мы говорим в первую очередь о не развитости фантазии, вероятнее всего, ребенку просто сложно представить некоторые ситуации, которые он не видел. Во второй серии эксперимента, мы использовали рассказ «Отомстила» В. Осеевой, для определения уровня умений понимать текст дошкольниками (Представлено в Приложении 1). Мы выявили, что рассказ вообще вызвал трудность в понимании, и объяснили это в первую очередь трудностью отношений в рассказе, их явной морально – этической раскраской. В то же время, нужно учитывать, что в этом возрасте, дети уже обладают определенными умениями, позволяющими им при благоприятных условиях понимать сложные литературные тексты. В результате проведения эксперимента 62 % ответа, не были верными, иными словами дети, в большей части не поняли смысл текста. Многие дети не смогли проследить последовательность событий, уточняли «А девочка как увидела, что мальчик упал?», «Дерево было вот такое большое, а девочка не смогла залезть на него?». Другими словами, мы увидели понимание текста скорее фрагментарно, не в системе всего произведения. Формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – формирование умения понимать текст произведений посредством иллюстраций. На первом этапе занятий применяется метод беседы, для формирования спонтанной речи, то есть беседа с ребенком на близкую ему тему. Ребенка необходимо подвести к более сложным предложениям, так как большинство из них говорят, односложно с использованием тех же слов, что в вопросе. Перед проведением самого обучения необходимо провести предварительную работу, которая заключается в чтении художественных произведений и произведений устного народного творчества, подготовке необходимых атрибутов (изготовлении макетов и персонажей) для инсценировок, рассматривании картин, разучивании ролей, участии в коллективных праздниках, прогулках, беседах, наблюдениях и так далее. В работе использовались рассказ «Самое главное» М. Зощенко и сказка Сутеева В. «Елка». Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции, особенно на первоначальном этапе, вызванные речевым нарушением, невнимательностью. Мы не связывали данные трудности с непривычностью ситуации, так как перед проведением эксперимента, общались с детьми, просто наблюдая за ними в группе детского сада. Контрольный эксперимент. Мы выявили, что наблюдается положительная тенденция и в ответах детей о сопоставлении реальности и сказки, а также перечисления действий героев, практически все дети в выборке, не упускали ни одного из них, мы связываем это с применением иллюстраций в тексте, и с умелым соотнесением последних с текстом. Другими словами, мы можем наблюдать здесь проявление уже гибкости мышления, точнее в изучаемом возрасте, мы говорим в первую очередь о фантазии, детям проще воспринимать текст, при наличии иллюстраций. Таким образом, по первой серии контрольного эксперимента, мы выявили эффективность проведенной работы с дошкольниками в формирующем. Во второй серии эксперимента, мы использовали рассказ «Отомстила» В. Осеевой, для определения уровня умений понимать текст дошкольниками, при использовании иллюстраций. Мы выявили, что рассказ в данном случае, уже не вызвал трудность в понимании, и объяснили это в первую очередь тем, что были использованы иллюстрации, дети смогли увидеть и проследить связь явлений и событий в тексте. В то же время, нужно учитывать, что в этом возрасте, дети уже обладают определенными умениями, позволяющими им при благоприятных условиях понимать сложные литературные тексты, что мы и выявили, даже при наличии подтекста эстетической, моральной окраски В результате проведения эксперимента 66 % детей, показали верное понимание текста, тогда как в констатирующем их было менее тридцати. Причем, дети, которых мы не включили в список, ответивших верно, так или иначе представляли смысл произведения, скорее возникала проблема вербализации мысли, о сложных этических категориях. В данном случае, мы уже не сталкивались с непониманием текста, его сути. Эмоция стыда, спрятанная в глубинах смысла произведения, осознавалась детьми в большей мере. Таким образом, мы видим понимание текста в системе всего произведения, а не отдельных его частей. Все дети представляли смысл произведения, скорее возникала проблема вербализации мысли, о сложных этических категориях. В данном случае, мы уже не сталкивались с непониманием текста, его сути. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение иллюстраций к тексту произведения, формирует умения старших дошкольников понимать текст, то есть проведенный нами формирующий эксперимент показал свою эффективность. В ходе работы нами были решены следующие задачи: 1. Изучена отечественная и зарубежная литература по проблеме направлений в изучении формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций. 2. Рассмотрены уровни формирования умения понимать текст произведений в старшем дошкольном возрасте. 3. Исследована методика формирования умения дошкольников понимать текст посредством иллюстраций. 4. Экспериментально изучены методы формирования у детей старшей группы умения понимать текст произведений посредством иллюстраций. Таким образом, наше гипотеза, заключавшаяся в предположении о том, что применение иллюстрации для формирования умения понимать текст произведений посредством иллюстраций у детей старшего дошкольного возраста, эффективно, если обеспечить систему использования методов на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, подтвердилась.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. 2. Андрианов М.А. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 1. - С. 5. 3. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование, 2001 - № 2. С. 27. 4. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2001. 5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 2003. 6. Григорян К. Некоторые особенности процесса образного мышления. М., 2002. 7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2008. 8. Келасьев В.Н. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990. -С. 76 – 112. 9. Коробов Е. Понимание как дидактическая проблема.// Московский психологический журнал, 2005 - № 12. С. - 56. 10. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 2001. 11. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003. 12. Липкина А. И. О сравнении предметов дошкольниками. // «Дошколь¬ное воспитание» - 2004 - № 9. 13. Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста.// «Вопросы психологии» - 1995 - № 1. 14. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 16. Нищева Н.В. Диагностика речевого развития с целью осуществления индивидуального сопровождения //Дошкольная педагогика. - № 1. – 2003 17. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина М.И. - М: Педагогика, 1985. - 258 с. 18. Прокофьева Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. 19. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112 с. 20. Работа над лексическим значением слова // Вуз школе. - Борисоглебск: БГПИ, 2003. 21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М.: Педагогика, 1993 – 200 с. 22. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1989 – 224 с. 23. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково символической деятельности дошкольника //Вопросы психологии. 2002, № 5-6. 24. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. 26. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с. 27. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. 28. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледж, воспитателей детского сада. // Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. 29. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 – 192 с. 30. Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. М., 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image