В результате проведенного исследования, мы выявили, что понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических направлений.
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой.
Каждому человеку, включенному в отношения с другими людьми, необходимо научиться эффективно, использовать каждый из этих методов, и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Как правило, соперники, так или иначе взаимодействовали ранее, следовательно, деструктивная сторона конфликта приводит к разрушению этих связей. Это имеет особое значение не только в межличностных взаимодействиях, но и в межгрупповых и межнациональных конфликтах. Таким образом, мы можем сделать вывод, что конструктивный выход из конфликтной ситуации – необходимое условие развития отношений сторон, для дальнейшего их взаимодействия и использования этой же модели выхода из конфликта.
В трудовых и учебных коллективах, зачастую складывается атмосфера взаимной тактичности, что приводит к полному внешнему согласию, даже при явно не справедливых, по отношению к некоторым членом группы, действиях. Именно конфликт в такой ситуации высвечивает противоречия сторон. При правильном взаимодействии в конфликтной ситуации, данные трудности могут быть разрешены с минимальными потерями для обеих сторон.
Исследование проводилось на базе ДОУ № 30 п. Барвиха в период с ноября по декабрь 2011 года.
Выборку составили 15 испытуемых женского пола, являющихся сотрудниками указанного дошкольного учреждения. Возраст испытуемых от 22 до 49 лет.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса – Килменна в адаптации Н.В.Гришиной.
2. Методика диагностики оценки степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.)
3. Метод социометрических измерений (социометрия)
По результатам методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса – Килменна было выявлено, что испытуемые исследуемой группы предпочитают следующие стратегии: сотрудничество – 5 человек (33 %), противоборство – 5 человек (33 %), избегание – 4 человека (27 %), компромисс – 1 человек (7 %). Компромисс и уступчивость предпочитают использовать в конфликте – 33 % испытуемых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что только 13 % испытуемых в группе, используют все стратегии поведения в конфликте. Каждая стратегия в той или иной степени и конкретной ситуации является наиболее эффективной, но для конструктивного общения и взаимодействия в коллективе необходимо применение всех механизмов и методов поведения в конфликтной ситуации.
По результатам методики диагностики оценки степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.) в группе испытуемых – 5 человек (33 %) выявили выраженную конфликтность, 5 человек (33 %) – высокую степень конфликтности, 2 человека (14 %) – умеренную степень, и 3 человека (20 %) – выявили тенденцию к избеганию конфликтных ситуаций. Нельзя рассматривать конфликтность личности отдельно от определенных условий среды, среда, так или иначе, влияет на выбор поведения в конфликтной ситуации, особенно когда человек, заведомо понимает свое положение среди участников конфликта. Сюда относятся и статус, и должностные обязанности, и авторитет, и степень властных полномочий.
По результатам социометрического исследования получены следующие данные.
Каждый испытуемый мог совершить не более шести выборов на один вопрос. В коллективе имеется испытуемый, который не получил ни одного положительного выбора – К.Т (Татьяна), следует учесть, что при этом она получил максимальное количество отрицательных выборов (14), что свидетельствует о стремлении большинства членов группы отвергнуть данного испытуемого, о непринятии его. Сама Татьяна совершила положительные выборы (По три выбора Л. В., Э.И.), при этом оба испытуемых совершили по отношению к Татьяне отрицательные выборы. Можно сделать предположение, что открытого непринятия они не проявляют, так как сам испытуемый совершил положительные выборы по отношению к ним. В процентном соотношении, можно определить, что в коллективе: лидеров –28,5%, предпочитаемых – 35,7 %, принебрегаемых – 29 %, и избегаемых – 6,7%.
Индекс эмоциональной экспансивности всех членов группы составляет – 0,8. Что свидетельствует о довольно высокой потребности членов коллектива в общении. Индексы эмоциональной экспансивности (0,3) и психологической взаимности (0,3) позволяют сделать вывод о среднем значении активности группы при решении задачи и сплоченности, данные показатели и число сделанных положительных выборов в целом – 127 , что на 58 выборов больше отрицательных, говорят о не нарушенном балансе отношений.
Таким образом, в результате проведенных методик нашего исследования, мы можем констатировать, что при явно повышенной конфликтности четырех, членов коллектива, и выбора ими конкуренции и открытого противоборства имеет тесную связь с их низким статусом в коллективе по методике социометрии (Результаты статистической достоверности представлены в таблице 2).
В результате нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие и классификацию конфликтов.
2. Изучены стадии развития конфликта и стратегии поведения в конфликте.
3. Выявлены функции конфликтов.
4. Эмпирически изучена взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и интрогрупповой структуре коллектива.
5. Проанализированы результаты исследования.
6. Разработана программа оптимизации отношений, в коллективе исследуемой нами организации.
Таким образом, наша гипотеза, заключающаяся в предположении, о том, что низкостатусные члены коллектива (рассмотренной нами организации) выбирают менее эффективные стратегии поведения в конфликте, тем самым принимая деструктивные функции конфликта, подтвердилась.