Введение 3 Глава 1. Система учебных задач 5 1.1. Задачи, их место и функции в образовательном процессе 5 1.2. Система учебных задач в математике 18 1.3. Представление содержания математического курса 28 1.4. Система учебных задач в условиях ЕГЭ 37 Глава 2. Методические особенности организации условий деятельности учащихся на уроках математики в 11 классе при подготовке к ЕГЭ 42 2.1. Практическое построение фрагмента математической системы (на примере темы «Текстовые задачи») 42 2.2. Основные положения методики обучения. 50 2.3. Экспериментальное исследование эффективности разработанной системы 54 Заключение 61 Список использованных источников 64 Приложения. 68

Многоуровневая система задач по теме «…» как средство подготовки к ЕГЭ

дипломная работа
50 страниц
100% уникальность
2011 год
66 просмотров
best w.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Система учебных задач 5 1.1. Задачи, их место и функции в образовательном процессе 5 1.2. Система учебных задач в математике 18 1.3. Представление содержания математического курса 28 1.4. Система учебных задач в условиях ЕГЭ 37 Глава 2. Методические особенности организации условий деятельности учащихся на уроках математики в 11 классе при подготовке к ЕГЭ 42 2.1. Практическое построение фрагмента математической системы (на примере темы «Текстовые задачи») 42 2.2. Основные положения методики обучения. 50 2.3. Экспериментальное исследование эффективности разработанной системы 54 Заключение 61 Список использованных источников 64 Приложения. 68
Читать дальше
В настоящее время государственный стандарт общего образования определяет конкретные цели обучения математике в старшей школе на базовом уровне и в разных профилях обучения. Введение единого государственного экзамена по сути дела привело к очередной ревизии всего содержания школьного математического образования. Результатом этой работы стало введение кодификатора и разноуровневых контрольно-измерительных материалов (КИМов). Демонстрационные материалы КИМов включают лишь образцы типичных заданий базового, повышенного и высокого уровней трудности. Вместе с тем, достижение требуемого уровня обученности выпускников должно с необходимостью предполагать и наличие некоторого четко выделенного и зафиксированного ядра ключевых (опорных) задач и списка основных методов их решения. О систематизирующих и дидактических функциях подобных задач писали Я.И.


Нужна диссертация? Лучшим решением будет купить диссертацию по маркетингу. Не переживайте о качестве. Мы помогаем студентам уже 15 лет. Средняя оценка наших работ - 4,87.


.Грудёнов, В.В.Гузеев, Н.И.Зильберберг, Н.Х.Розов, И.Ф.Шарыгин и др. В методике обучения математике, таким образом, разработаны концептуальные положения задачного подхода, выработаны представления о системе учебных задач, создано необходимое учебно-методическое обеспечение школьных курсов, имеется совокупность разноуровневых задач, позволяющих достигать заданные образовательные цели. Однако итоги новой государственной аттестации выпускников средней школы в форме ЕГЭ свидетельствуют о том, что массовая школа не в полной мере реализует проектируемые цели и не достигает требуемых результатов обучения даже на базовом уровне. Указанное противоречие составляет проблему исследования и обусловливает ее актуальность. Цель дипломной работы – разработка многоуровневой системы задач по теме «Текстовые задачи» как средство подготовки к ЕГЭ. Объект исследования – подготовка к ЕГЭ по математике учащихся старших классов средней школы. Предмет исследования – многоуровневая система учебных математических задач в рамках темы «Текстовые задачи». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Провести анализ системы учебных задач в рамках школьного курса математики и в системе подготовки к ЕГЭ. 2. Охарактеризовать методические особенности организации условий деятельности учащихся на уроках математики в 11 классе при подготовке к ЕГЭ путем разработки системы математических задач в рамках темы «Текстовые задачи». 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы. Методологической основой исследования являются теория познания, концепции отечественных ученых о соотношении обучения и развития, системно- деятельностный подход к обучению, теория формирования математических понятий, задачный подход (который, с одной стороны, является составной частью теории учебных задач, а с другой стороны, - наиболее естественной реализацией деятельностного подхода).

Читать дальше
Предметная учебная задача возникла как особая форма передачи социального опыта, накопленного человечеством, позволяющая передавать знания в их деятельностном виде. Известные факты и способы деятельности в учебной задаче скрыты, свернуты, чтобы стать обладателями этих знаний, ученик должен заново их распредметить в собственной деятельности. Поэтому предметная учебная задача есть также средство передачи социального опыта. Ее основные функции – реконструировать и перевести известные формы уже имеющегося опыта в процесс познавательной активности учащихся и содержание их умственной деятельности, стать средством развития. Иными словами, сущностью учебной деятельности является деятельность по присвоению обобщенных способов действий на основе решения специально поставленных учебных задач. Поэтому обучение математике через решение целесообразно подобранных задач, которое естественно называть задачным подходом, - наиболее естественная реализация системно деятельностного подхода в обучении. Любая учебно-математическая задача является предметной (математической) задачей. В то же время с помощью нее в обучении достигаются определенные дидактические цели. Одна и та же предметная задача позволяет решать разные дидактические задачи, и наоборот, одну и ту жн дидактическую задачу можно решить с помощью разных предметных задач. Поэтому учебно-математическую задачу как средство обучения можно представить в виде диады Рм*РD, состоящей из некоторой предметной математической задачи Рм и некоторой дидактической задачи РD. Основным дидактическим средством функционирования задачного подхода является создание проблемной (задачной) ситуации и ее разрешение путем постановки и последующего решения соответствующей математической задачи. Поэтому структурной единицей задачного подхода к обучению математике выступает ситуация, возникающая при решении учебно-математической задачи. Задача является как единицей членения содержания обучения, так и единицей проектирования и реализации процессуальной стороны обучения. Эти единицы будут полноценно выполнять свои функции только тогда, когда они определенным образом структурированы – объединены в системы целесообразно подобранных задач. Любая система учебных задач курса является большой открытой многоуровневой системой, которая зависит от целей и задач обучения, конкретных методологических подходов и субъективных воззрений. При построении система задач могут применяться различные системообразующие основания и критерии. Однако каждая система учебных задач имеет свои инвариантные признаки. Система задач ЕГЭ ориентирована на выявление уровня владения всему основными математическими навыками, предусмотренными школьной программой, поэтому построение системы задач обучения, ориентированной на ту или иную тему в рамках ЕГЭ представляет собой актуальную проблему. В данном исследовании была разработана система задач по разработке навыка решения текстовых задач в рамках системы ЕГЭ. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В рамках реализации системы задач нами была разработана программа, направленная на развитие умения решения текстовых задач. Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников. Для выявления эффективности разработанной программы был проведен педагогический эксперимент с двумя 11-ми классами, который показал, что навыки решения текстовых задач у школьников занимавшихся по разработанной программе выше, чем у тех, кто продолжал заниматься по обычной программе, следовательно, занятия способствовали повышению уровня решения текстовых задач, которые являются одним из заданий в рамках ЕГЭ.
Читать дальше
1. Алексеев Н.Г. К проблеме соотношения мыследеятельности и сознания/Н.Г. Алексеев // Вопросы методологии. 1991. № 1. С. 3-8. 2. Алексеев Н.Г. Философско-методологические проблемы педагогической теории /Н.Г. Алексеев //Вопросы методологии. 1997. № 1 - 2. С. 88-107. 3. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения: Учебное пособие/А.П. Аношкин. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 140с. 4. Арбузова Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач разных типологических групп учащихся: Дис. канд. пед. Наук Е.Н. Арбузова.-Омск, 1998. - 180с. 5. Болтянский В.Г. Беседы о математике. Книга I. Дискретные объекты / В.Г.Болтянский, АЛ.Савин. М.: ФИМА: МЦНМО, 2002. -368 с. 6. Бримова А.К. ЕГЭ как современная форма проверки знаний/А.К. Бримова// Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 108-109. 7. Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования/Ю.В. Громыко. - М.: Академия, 1992. – 220 с. 8. Данилова В.Л. Антропотехника как проблема методологии/В.Л. Данилова// Вопросы методологии. -1995.- № 1. - С.46-51. 9. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза/Ж.Делез. - М.: Высшая школа, 2000. - С. 5-90. 10. Давыдов, Е. Г. Компьютерная проверка уровня знаний учащихся / Е. Г. Давыдов // Математика в школе. – 2004. - № 7. – С. 57 – 62. 11. Дербуш М.В. Проблемные ситуации и учебные задачи в обучении алгебре и началам анализа/ М.В. Дербуш // Современные проблемы математики и естествознания: Материалы третьей Всероссийской научно-технической конференции. Н. Новгород: МВВО АТН РФ, 2002. - 36 с. 12. Дорофеев Г.В. Профилированная школа в концепции школьного математического образования/ Г.В. Дорофеев //Профильная школа.-2004.-№1.- С.7-14. 13. Дорофеев Г.В., Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс/ Г.В.Дорофеев, Г.К.Муравин, Е.А.Седова. – М.: Дрофа,2000. -160 c. 14. Дорофеев Г.В. Дифференциация в обучении математике / Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, В.В.Фирсов // Мат. в шк.-1990.-№4.-С. 15-21. 15. Еремина Л. ЕГЭ и традиционный экзамен/ Л.Еремина // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 140-142. 16. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / О.Б. Епишева. -Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. 220 с. 17. Ермолаева Н.А. Новое в курсе математики средней школы /Н.А. Ермолаева, Г.Г. Маслова - М:, Просвещение, 2005. – 68 с. 18. Жафяров, А. Ж. Математика. ЕГЭ. Решение задач уровня С1/ А. Ж. Жафяров. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 203 с. 19. Жафяров А. Ж. Математика ЕГЭ. Решение задач уровня СЗ: учебное пособие / А. Ж. Жафяров. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. —181с. 20. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. М.: Логос, 2004.-384 с. 21. Зинченко А.П. Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г.П. Щедровицкого) /А.П. Зинченко// Кентавр. 2001. № 25. С. 2-16. 22. Зорина Л.Я. Системность—качество знаний / Л.Я.Зорина. -М.: Знание, 2004. 64 с. 23. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л.Я.Зорина. -М., 1978. 128 с. 24. Каспржак А.Г. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000/А.Г. Каспаржак. – М.: Университетская книга,2005. – 380 с. 25. Киселев С.Г. Единый государственный экзамен как итоговый контроль качества обучения математике/ С.Г. Киселев, Л.М. Нуриева //Математика и информатика. Наука и образование: Межвуз. сб. науч. тр. 2008. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. С. 116-127. 26. Клековкин Г.А. Представление системы учебных задач ориентированным мультиграфом/А.А. Максютин, Г.А. Клековкин//Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах: материалы XXV Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педвузов. -Киров: ВятГГУ, 2006. -С. 15-18. 27. .Клековкин Г.А. Задачный подход к обучению математике и его реализация в условиях ЕГЭ/Г.А. Клековкин, А.А. Максютин//Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. Приложение № 2 (6), февраль, 2007. -С. 135-144. 28. Клековкин Г.А. Задачный подход в обучении математике/Г.А. Клековкин, А.А. Максютин. -М.-Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2009. -184 с. 29. Крылов В.В. ЕГЭ по математике: взгляд из педагогического вуза/ В.В. Крылов, В.П. Радченко // Фундаментальные исследования. 2005. № 1. С. 94-94. 30. Максютин А.А. Многоуровневая система задач как средство обучения учащихся средней школы алгебре и началам математического анализа: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02./А.А. Максютин - M, 2007. – 27 с. 31. Максютин A.A. Дидактические материалы для подготовки к Единому государственному экзамену по математике / А.А.Максютин. -Самара: Корпорация «Федоров», Изд. «Учеб. лит-ра», 2002. - 64 с. 32. Новосельцева З.И. Развернутые планы лекций и учебные задания для студентов по курсу "Теоретические основы обучения математике"/ З.И. Новосельцева. – СПб.: РГПУ, 1997 -38 с. 33. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/Г.Риккерт/ Культурология. Антология. ХХ век. М.: Высшая школа, 1995. – 96 с. 34. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе / Н.М. Рогановский. - Мн.: Высшая школа, 1990 - 270 с. 35. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе / Г.ИСаранцев. М, 2002. - 224 с. 36. Токарева Л.И. Методологические вопросы содержания школьного математического образования / Л.И.Токарева // Математика, образование, культура." Сб-к тр.V междунар: науч. конф. 22-24 октября 2003 г. Тольятти, 2004. С. 93-95. 37. Шарыгин И.Ф. Рассуждения о концепции школьной геометрии / И.Ф.Шарыгин. - М.: МЦНМО, 2000. - 56 с. 38. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию/П. Шульц. – Новосибирск: НГУ, 1996. – 120 с. 39. Щедровицкий П.Г. Проблема содержания в теории обучения и современных образовательных практиках/П.Г. Щедровицкий // Педагогика развития: содержание образования как проблема. Материалы 6-ой научно-практической конференции. Ч. 1. Красноярск, 1999. С. 19-20. 40. Эшмуратов А. Активизация познавательной деятельности учащихся на основе системы учебных задач, построенных с учетом принципа целостности. Автореф. дис. . канд. пед. Наук/А. Эшмуратов. – Ташкент, 1991. - 17с. 41. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.С.Якиманская М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image