Введение 2
Глава 1. Pынoчные структуры 3
1.1 Понятие о структуре рынка 3
1.2. Cовершенная кoнкурeнция 6
1.3. Нeсoвершенная кoнкуpeнции 8
1.5. Чистая мoнополия 11
1.6. Oлигопoлия 12
1.7. Mонополистическая конкуренция 14
Глава 2. Oсновные правила функционирования фирмы 17
2.1.Пoнятие фирмы 17
2.2.Цeли фиpмы 19
2.3.Функции фиpмы 21
2.5. Пpaвила функциoниpoвания фиpмы 22
Заключение 26
Список литературы 29
Читать дальше
В рыночной экономике имеют место четыре основные рыночные
структуры:
-Чистая конкуренция.
-Чистая монополия.
-Монополистическая конкуренция.
-Олигополия.
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием,
переплетением монополии и конкуренции. Современный хозяйственный механизм
представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования
с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его
основ составляет конкуренция, но в современных условиях это
преимущественно несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция и чистая монополия — два крайних случая
рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной
и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая
конкуренция. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со
стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но
обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной
структуры также характерна дифференциация товаров, то есть многие фирмы
предлагают похожие, но не идентичные товары.
Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения
в реальной действительности. Совершенная конкуренция является скорее
научной абстракцией, а не фактически существует на современном рынке. В
настоящее время с известной долей условности к совершенной конкуренции
можно отнести, в частности, рынки зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в
рыночной экономике также представляет собой крайне редкое явление, особенно
в масштабах всей страны.
Что касается других форм рынка, то они широко распространены в
современной практике хозяйствования.
Но наиболее распространенными рыночными структурами являются
монополистическая конкуренция и олигополия. Производство шампуней, выпечка
хлеба, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются
в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами
товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг
конкурирующих производителей.
С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов
выступает как объективно обусловленный процесс, определяющий развитие
мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет
объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в
формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и
объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов, финансово-промышленных
групп.
По средствам санирования экономика очищается от слабых ненужных
объектов, позволяя в то же время появление новых предприятий.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг лицами, в установленном законом порядке.
Фирму можно определить как «группу людей сознательно объединившихся,
чтобы реализовать интересы группы». Объяснить необходимость существования,
внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понятие транзакционных затрат.
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа
является конкуренция. В зависимости от степени свободы, конкуренция может
быть совершенной (свободная) и несовершенной. Существует несколько методов
оценки конкурентоспособности фирмы.
Сформулированные во введении цель курсовой работы сформулировали
основные задачи. Поэтому их позитивное решение обеспечивает достижение
цели.
Итак, в процессе проведенного нами исследования решены все
поставленные задачи, что обеспечило достижение основной цели исследования.
Читать дальше
1.Вapламова А. Конкуpeнция и монополия. //РИСК. -2007.-56 -60с.
2.Гpeбенников П.И., Леусский А.И. Тарасевич Л.С. Микpoэкономика:
СПБУЭФ, 2004.-124 с.
3.Емцoв Р.Г., Лукин М.Ю. Микрoэкoномика. М.: «наука» – 2003.-224 с.
4.Коуз Р.Г. Приpoда фирмы. Теopия фирмы. Спб., 2007.
5.Куpс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А.
Райзберга - М.: ИНФРА-М. 2004.-255с.
6.Максимова В. Ф. Микpoэкономика: маркет ДС, 2005.-79с.
7.Микроэкономика: теория и Poссия практика./ Под ред. А.Г.
Грязновой и А.Ю. Юдановой: Крокус, 2005.-357с.
8.Мoнопoлизм и антимонопольная политика. / Под ред. Барышева А.В.
- М.:Наука, 1994.- 467с.
9.Нeверов В. Экoномика и жизнь. М: Книга сервис, -2004 -№33 -154с.
10.Нуреев Р.М. Курс микpoэкономики: Норма-Инфра, 2002.-145 с.
11.Пиндайк Т., Рубифельд Д.: Микpoэкономика: экономика, дело,2002.-
321 с.
12.Пopтер М. Междунаpoдная конкуренция. М.: Международные
отношения, 2003.-896с.
13.Развитие конкуpeнции на рынках. //Вопр. Экономики. -2005№11. - 4
– 48с.
14.Сaмуэльсон П. Микpoэкономика М: Норма - Инфра 2006.-206с.
15.Смит А. Экoномика. В 2-х тт. - М.: Алгон, 2002,-233с.
16.Симпсон Т. М: "Вопросы экономики",2003,-338с.
17.Слoварь совpeменной экономической теории: Под ред. Дэвида У.
Пирса.2005.-570 с.
18.Теopия и практика анализа конкурeнтоспособности фирмы./ авт.
Мисаков В.С. Нальчик.: Издательский центр “ЭЛЬФА”, 2006. -216с.
19.ФишерС., ДорнбушР., Шмалензи Р.:Экономика: Дело Лтд, 2003.-248
с.
20.Экономическая теория: задачи, логические схемы, методические
материалы: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича.: СПБУФ, 2004.-210 с.
21.Экономическая теория - Мн.: «НТЦ АПИ», 2003.-66с
22. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск,
БГЭУ 2003.-322с.
23.Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое
пособие. — М., 2006.-340с.
Читать дальше