Введение……………………………………………………………………………..3 1. Музыкальный романтизм в деталях, его отличие от других музыкальных направлений. Понятие «программность»…………………….6 1.1. Личность романтического героя в музыкальных произведениях, его отличительные черты и особенности …………………………………………….10 1.2. Роль природных явлений в музыкальных произведениях данной направленности…………………………………………………………………..…12 2. Наиболее выдающиеся представители музыкального романтизма, анализ их произведений………………………………………………………….14 2.1. Михаил Иванович Глинка и его обширные планы создания русской национальной оперы ……………………………………………………….……...14 2.2. Неоднозначно воспринимаемое творчество Александра Сергеевича Даргомыжского……………………………………………..………..…………….16 2.3. Отражение романтических идей в балете П.И. Чайковского………..19 2.4. Непримиримое новаторство М.П. Мусоргского……………………...21 2.5. «Сказочный» и мифологически направленный романтизм произведений Римского-Корсакова………………………………………………24 3. Отличие русского романтизма XIX века от романтизма века XX. Постепенное преобразование в другие стили и направленности………….26 Заключение………………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………. ……………………………...32 Приложение……………………………………………………………………….33

Романтизм в русской музыке 19-20вв.

курсовая работа
Культура
30 страниц
100% уникальность
2012 год
324 просмотров
Баранова В.
Эксперт по предмету «Музыка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………………..3 1. Музыкальный романтизм в деталях, его отличие от других музыкальных направлений. Понятие «программность»…………………….6 1.1. Личность романтического героя в музыкальных произведениях, его отличительные черты и особенности …………………………………………….10 1.2. Роль природных явлений в музыкальных произведениях данной направленности…………………………………………………………………..…12 2. Наиболее выдающиеся представители музыкального романтизма, анализ их произведений………………………………………………………….14 2.1. Михаил Иванович Глинка и его обширные планы создания русской национальной оперы ……………………………………………………….……...14 2.2. Неоднозначно воспринимаемое творчество Александра Сергеевича Даргомыжского……………………………………………..………..…………….16 2.3. Отражение романтических идей в балете П.И. Чайковского………..19 2.4. Непримиримое новаторство М.П. Мусоргского……………………...21 2.5. «Сказочный» и мифологически направленный романтизм произведений Римского-Корсакова………………………………………………24 3. Отличие русского романтизма XIX века от романтизма века XX. Постепенное преобразование в другие стили и направленности………….26 Заключение………………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………. ……………………………...32 Приложение……………………………………………………………………….33
Читать дальше
«Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело». /из стихотворения М.Ю. Лермонтова/ Романтизм (от фр. «romantisme», от средневекового фр. «romant» – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся на рубеже XVIII-XIX вв. Изначально романтизм развивался лишь в рамках литературного творчества, однако позднее получил широкое распространение в других видах искусства, таких как живопись, театр, балет и создание музыкальных произведений. Несомненно колыбелью зарождения романтизма является Германия, однако впоследствии данное направление получило широкое распространение во всех странах Старого и Нового Света. Наивысший пик расцвета романтизма приходился на первую четверть XIX века.


Если есть нужда заказать эссе срочно в спб , поможем разобраться с темой.


. Примечательно, что французское слово «romantisme» своим появлением обязано испанскому «romance», а также английскому «romantic», в XVIII в. преобразившемуся в «romantique» и означающему в то время нечто живописное, странное, фантастическое. Время появления романтизма ознаменовано такими переломными моментами в истории человечества, как появление первых паровозов и пароходов, конструирование паровой машины, изобретение фотографии и формирование фабрично-заводских окраин. Все эти изобретения и открытия можно охарактеризовать емким понятием «промышленный переворот» , развитие которого было неизбежно для человечества. Романтизм сменил эпоху Просвещения, полностью противопоставив себя ей, предложив диаметрально противоположные взгляды на личность и общество, и как следствие этого, иные ценности и идеалы. Просвещение с его культом разума и основанной на его началах цивилизации, было потеснено романтизмом, утверждавшим культ природы, чувств и всего естественного в человеке. В романтизме люди видели, по моему мнению, способ укрыться от новой, кажущейся неизвестной и оттого пугающей их, реальности. Наиболее яркая и содержательная характеристика романтизма в целом, на мой взгляд, дана Тургеневым в рецензии на перевод «Фауста» Гете, опубликованной в «Отечественных записках» за 1845 год. Тургенев исходит из сравнения романтической эпохи с юношеским возрастом человека, подобно тому как античность соотносят с детством, а Возрождение – с отрочеством человека. И это соотношение, конечно, многозначительно. «Каждый человек, – пишет Тургенев, – в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он становится центром окружающего мира; он (сам не сознавая своего добродушного эгоизма) не предается ничему; он все заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким, своим, не чужим сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает; он романтик, – романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него – не он для них». Данная характеристика не только полно дает определение самой сути романтизма, но и приоткрывает нам дверцу в душу главного героя эпохи – человека, безусловно, чувствующего, лишенного цинизма и двойственности натуры, но одинокого, бунтующего против стандартов общества и классических жизненных устоев. Более подробно личность героя будет рассмотрена мной в первой части первой главы данной курсовой работы. Центром художественной системы романтизма всегда является личность, а главный конфликт произведений, созданных в этом стиле заключается в конфликте личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма в Европе стали события Великой французской революции и последующее разочарование общества в возлагавшихся на них надеждах, в России переломным фактом послужило обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъем 1812 г., формирование дворянской революционности. Разочарование в окружающей действительности, столь характерное для европейского романтизма, лежит и в основе всех разновидностей русского романтизма, отсюда свободное проникновение в русскую культуру западных романтических моделей и образцов. В этой связи важно представить русский романтизм в широкой концепции большого общеевропейского романтизма. Появление романтизма, как уже было сказано ранее, связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. Появляются темы, исполненные глубокого психологизма, такие как тема тоски и одиночества. Поиски красочного изображения окружающей действительности, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоционального состояния обусловили огромные новаторские достижения романтизма в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы, вокальной декламации и т.п. Эпоха романтизма – одна из самых значительных в истории музыки. В России направление романтизма в музыке сложилось в 20-х гг. XIX века, а его развитие заняло весь XIX век. Становление музыкального романтизма происходило медленнее, чем развитие его литературной направленности. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Развитие получили такие песенные жанры как баллада и романс . Интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе выразились в расцвете народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие жанров песни, танца, программной музыки. Особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие музыки (фортепианная миниатюра, усиление начала в симфонии и камерной музыке). Несмотря на свое название романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, хотя этот сюжет был основным во многих музыкальных работах, созданных в данную эпоху. Начальный этап зарубежного музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последую¬щий этап (1830-50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. В России в русле романтизма XIX века работали такие известные композиторы как М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, А.А. Алябьев, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, в XX веке особо можно выделить творчество Рахманинова, Скрябина и Прокофьева. Многие из них являлись членами т.н. «Могучей кучки» , ставящей во главу своей деятельности воплощение русской национальной идеи в музыке. Во многом на появление признаков романтизма в их произведениях повлияло творчество их зарубежных коллег – к примеру, одна из работ С.В. Рахманинова так и называется – «Рапсодия на тему Паганини». В данной курсовой работе мной будет дана характеристика русского романтизма с описанием личности главного героя, оценено влияние и роль природы в романтических музыкальных произведениях, дано определение программности как одного из основных признаков музыки эпохи романтизма, приведен перечень наиболее известных композиторов с описанием особенностей их произведений. Также будет рассмотрено отличие романтических музыкальных произведений XIX в. от музыки романтизма XX в., связанное с распадом «Могучей кучки» и образованием «Беляевского кружка». В качестве приложения дано подробное описание признаков романтизма в произведении на примере балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Читать дальше
Романтическое видение мира в искусстве было подготовлено множеством обстоятельств. Важнейшая его общественно-историческая предпосылка – реакция на результаты французской буржуазной революции, разочарование в идеалах братства и единения народов, в идеалах всеобщего, всечеловеческого счастья. Рациональные, ясные, логичные и оптимистические установки Просвещения уже не соответствовали атмосфере сумрачности и подавленности, ознаменовавшей собой рубеж XVIII - XIX вв. Романтическое музыкальное искусство представляло собой явление масштабное, сложное и противоречивое. Оно объединило в себе и реакционные, и прогрессивные, сближающиеся с реализмом направления, множество различных по своим эстетическим, стилистическим, жанровым и интонационным установкам национальных школ и индивидуальных стилей. Российские композиторы-романтики вовлекали в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своей страны. Они как бы очистили народную русскую песню от лакированной оперы, они ввели в доселе космополитизированный интонационный строй XVIII века песенные обороты народно-бытовых жанров. Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще – преломление любого явления через сферу чувств, музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения. Тема любви занимает в музыке эпохи романтизма господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов-романтиков. Ценность романтических музыкальных произведений заключается еще и в том, что резкая дифференциация ранее единой картины мира повлекла за собой возникновение абсолютно новой трактовки образа человека. Герой, борец за счастье всего человечества, титан, в своей борьбе претерпевает жесточайшее поражение. Его сменяет маленький человек – один из многих, вынужденный жить в мире реальном, но грезящий об идеальном мире. Принцип двоемирия обусловливает специфику мировоззрения романтических музыкантов и во многом их музыкальный язык. В то же время в романтическом музыкальном искусстве формируется и иной тип героя – исключительная личность, глубоко и трагично воспринимающая мир. В творчестве многих романтиков нашли отражение и революционные идеи эпохи, связанные с процессами национально-освободительного движения в странах Европы. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Именно в эти годы литература обогатилась сказками, балладами русских литераторов. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады вдохновлены русскими писателями, и благодаря этому создаются произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла. Отвлечение от оставляющей желать лучшего действительности, пребывание (хотя бы временное, на несколько часов) в волшебном мире музыкальных произведений давало русскому человеку возможность не поддаваться отчаянию, верить в возможность лучшей, прекрасной жизни, в любовь, которой не страшны были испытания и время, в чудесное и фантастическое, что не мог объяснить рациональный разум, но которому охотно верили и члены царской семьи и «простые смертные», ведь в глубине души все мы немного дети и иногда поверить в чудеса не помешает даже самому заядлому скептику. Индивидуализированное, личностное видение мира повлекло за собой возникновение новых музыкальных жанров – экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, прелюдии, множество танцевальных жанров, ранее не фигурировавших в профессиональной музыке. Достоянием музыкального языка романтизма, наряду с песенностью, стало огромное внимание к красочности, колористичности (что повлекло за собой изменения в трактовке аккорда и тональных соотношений). Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализа¬ции мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопостав¬ления мажора и минора и т. д.). Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов. И при всем богатстве и неповторимости индивидуальных и национальных стилей и направлений, романтическое музыкальное искусство внутри себя содержало достаточно четкую эстетическую и образную систему. Исключительное внимание романтиков к субъективному началу, к лирической образности, к полноте раскрытия человеческой индивидуальности (по сравнению с господствующей объективностью классицизма) стало причиной радикальных изменений в трактовке жанров, тематике и музыкальном языке, что неоднократно служило причиной именовать эпоху романтизма одной из наиболее значимых в истории человечества вообще и России в частности. Несмотря на то, что исторически эпоха романтизма длилась с начала XIX века по начало XX в., многие значимые признаки данного стиля встречаются и в более поздних произведениях совершенно иных стилей и направленностей. Можно сказать, что романтизм как бы растворился во множестве музыкальных жанров, дополненных их представителями некоторыми деталями, отличными от романтических, но взявшими за основу принципы жанра-родоначальника, такие как яркость и экспрессионизм звучания, использование текстов различных литературных произведений при создании музыки, системность и расширение тембровой и гармонической палитры музыки, индивидуализация мелодики. На мой взгляд, импрессионизм позаимствовал у романтизма живость исполнения и красочность, символизм – тягу ко всему загадочному и неизвестному, формализму явственно присуща четкость и определенность формы музыкального произведения, способ его создания, которым следовали некоторые представители композиторов-романтиков. Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Читать дальше
1. Асафьев Б.В. «Русская музыка от начала XIX в.» Л., 1979 г.; 2. «Большая Советская энциклопедия», М., 1967 г.; 3. Берберова Н.Н. «Чайковский. История одинокой жизни». Берлин, 1936 г.; 4. Владышевская Т.Ф., Левашева О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник: В 3-х вып. / Ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. -М„ 1999 г. Вып. 1; 5. «Всемирная история. Энциклопедия». Том 5. Глава XX. Англия в XVIII в. Начало промышленного переворота. 1978 г.; 6. Зюмтор Поль. «Опыт построения средневековой поэтики». СПб., 2002 г.; 7. «История русской музыки». Энциклопедия, тт. 1-10. М., 1983-1997 г.; 8. Красовская В. «Западноевропейский балетный театр. Романтизм». Л., 1996 г.; 9. Луков Вл. А. «Народная культура и цивилизационная культура» // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2; 10. Махов А. Е. «Звукомузыкальная эротика романтиков» // Апокриф. № 1; 11. Рапацкая Л. А. «Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» // Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. М. : Владос, 2008г.; 12. Римский-Корсаков Н.А. «Летопись моей музыкальной жизни». М.: Музыка, 1982 г.; 13. Федотова Л. В. «Русское романтическое искусство и народная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2010 г., № 10 – Искусствоведение.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image