Достижение системы целей, поставленных предприятием, представляется
возможным только при наличии адекватной организационной структуры.
Вследствие чего назначение стратегии - выработка оптимального баланса в
системе «стратегия — структура — процесс принятия решений».
В современных условиях усиление процесса глобальной конкуренции и, как
следствие, необходимость скорейшего улучшения использования ключевых
факторов успеха (издержки, качество продукции, сроки выполнения заказов)
требуют от предприятий повышения организационной гибкости и адаптационной
способности. Организационные изменения должны обеспечивать для предприятия
решение главной задачи — выживание на рынке.
Любое предприятие развивается в процессе непрерывных изменении, так
как в противном случае его способность к выживанию в условиях весьма
динамичной внешней среды ставится под угрозу.
В общем случае организационные изменения могут идти следующими
способами:
- путем осуществления целенаправленных изменений на основе
систематически разрабатываемых программ специально запланированных
мероприятий;
- путем оперативной перестройки в результате изменений, происходящих
во внешней среде, путем модификации поведения.
Переход от одной качественной стадии развития предприятия к другой
требует существенной перестройки его работы, включая создание новых
структурных подразделений, подбора и расстановки кадров, перераспределения
ответственности, что коренным образом меняет процедуры принятия решений по
различным вопросам жизнедеятельности. С ростом (количественным и
качественным) предприятия происходит процесс децентрализации решений,
обостряется проблема координации, выработки согласованного курса действий.
Возникают особые формы коллективного управления — комитеты, которые
выступают своеобразной организационной формой выработки согласованной
политики действий, учитывающей интересы различных подразделений
предприятия.
В рамках определенных качественных переходов развития предприятия в
процессе выработки стратегии также происходят организационные изменения,
которые должны наиболее эффективно способствовать достижению поставленных
целей. Эти изменения можно условно разделить на два основных типа:
- существенные (радикальные) организационные изменения;
- настройка структуры, или частичные (локальные) изменения
организационной структуры.
Существенные (радикальные) организационные изменения в рамках
предприятия обычно касаются коренной ломки организационной структуры —
переход от одной схемы управления к другой (например, от линейной к
программно-целевой) или переход к принципиально новому типу построения
предприятия. Эти изменения носят стратегический характер и должны
обеспечивать предприятию достижение преимуществ по сравнению с его
конкурентами.
Планирование существенных организационных изменений на предприятии
охватывает аналитическую и прогностическую деятельность, разработку
возможной системы мероприятий и выбор соответствующей стратегии
организационных преобразований.
В процессе проведения такого рода организационных преобразований
необходимо учитывать многочисленные организационные параметры, к числу
которых относятся:
1)структура предприятия;
2) характер применяемых производственных и информационных
технологий;
3) организационная культура;
4)кадровый потенциал.
Коренная перестройка организационной структуры предприятия на со
значительными кадровыми перемещениями, часто вызывает серьезное осложнение
микроклимата в организации и существенно влияет в первое время на
работоспособность. Кроме того, серьезные изменения в процедурах принятия
решений требуют времени для работников с целью адаптации к нововведениям.
Именно по этой причине существенные организационные изменения не могут
происходить очень часто. Однако разработка стратегии требует постоянных
изменений структуры, причем не всегда существенных. В этом случае
применяются структурные настройки (частичные организационные изменения).
Они предусматривают внесение отдельных корректировок в сложившуюся
организационную структуру, систему ценностей и процессы, протекающие в
рамках предприятия.
Любому организационному изменению на предприятии должен предшествовать
серьезный анализ существующей организационной структуры на соответствие
разрабатываемой стратегии развития. Анализ включает в себя, с одной
стороны, оценку внутренних и внешних условий деятельности предприятия на
перспективу, а с другой — позиционную диагностику (проверку), в которой
анализируется обстановка по всем вопросам жизнедеятельности и в каждом
звене управления.
Для изучения данного вопроса использованы труды многих исследователей
изменений организационных процессов. Хочу обратить особое внимание на
работы Арутюновой Л.М. и Пироговой Е.В., Манакова Л.Ф. и Бочарниковой
О.В., Виханского О.С. и Наумова О.И., Кафедры экономики и управления на
предприятии нефтяной и газовой промышленности "УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
НЕФТЯНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА". Авторы некоторым образом
перекликаются в оценках современной теории организации.
Данные учебные пособия показывают, что стандартная (классическая)
теория организации, разработанная в 60-80-х годах прошлого века для
индустриальных предприятий, бессильна объяснить и предсказать деловое
поведение переходных и новых предприятий в сфере строительства.
Произошло качественное изменение окружающей среды.
Экономическое и организационное развитие предприятий становится
нелинейным и многонаправленным, возросла неопределенность и
изменчивость потребительских предпочтений и моделей поведения,
действующих на рынке конкурентных сил.
Структура ресурсов и регулятивов предприятий характеризуется все
более обширными областями долгосрочных обязательств.
Современное предприятие рассматривается как «комплекс проблем,
требующих решения».
На смену традиционным принципам организации и управления,
реализующихся через физическое и технологическое принуждение и
экономическое побуждение, разделение и координацию усилий, приходят
новые реальности.
Организационная действительность все больше начинает опираться
на переустройство через интеграцию, интеллектуальное сотрудничество,
сетевую корпорацию, многосвязанность работников и параллельность их работы.
Предпринимательские нововведения стали для менеджмента столь же
важным, как и управленческие функции. Они становятся ядром и
центром менеджмента, а экономическое и социальное развитие
организации - результатом менеджмента.
На смену иерархическим структурам управления идут горизонтальные
и сетевые структуры, обучающиеся и креативные образования.(1,4,6,9)
Список литературы