Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из
наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и
социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны,
увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических,
психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны,
представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее
права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей
стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной
деятельности. [6]
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид - это
любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или
частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу
недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных
возможностей.
В рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии
парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность
определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими,
психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и
иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть
интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества
на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано
адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность,
для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
В 1989 г. ООН приняла текст о правах ребенка, которая обладает силой
закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести
полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить
достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в
жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и
помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом
финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о
ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области
образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания,
восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к
средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному
вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая
культурное и духовное развитие.
В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах
умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной
степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее
медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение,
восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им
развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно
трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру
своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и
удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при
наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье
или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц
должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в
специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия
жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах
ООН (ст.12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и
несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и
психического здоровья.
В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной
защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря
1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением
жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков
нуждается в социальной помощи защите. Ограничение жизнедеятельности лица
выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности
осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль
за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность,
приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и
роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к
самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой
деятельности в будущем.
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного
окружения человека - семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность,
ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских
явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления
ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические,
психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи
инвалидам - взрослым и детям - основываются на социально-экологической
модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными
возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие
заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности
физического и социального окружения к их специальным проблемам. [8]
ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные
нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической
аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков,
необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и
формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях
будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной
социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный
паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения
может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение,
усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким
ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте,
затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и,
возможно, формирования интеллектуальной сферы.
Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в
значительной степени находит отражение в социально-экономических
технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного
социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с
детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с
семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. За рубежом, где
такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать
понятия абилитации и реабилитации. Абилитация - это комплекс услуг,
направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся
ресурсов социального, психического и физического развития человека.
Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление
имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы,
изменений условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба
эти понятия, причем предполагается не узскомедицинский, а более широкий
аспект социально-реабилитационной работы.
В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач:
адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути
противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависят от
многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к
условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию
совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях,
которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение
задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися
противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже
время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у
него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным
действиям.
Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении
обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом
сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если
сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок
из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и
не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки
с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка
при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами
возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в
процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим
отношениям. [2]
Трудности овладения социальной ролью возникает чаще всего тогда, когда
ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный
характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли
(отсутствие условий для социальных проб).
Трудности реабилитации могут быть связаны и с тем, что внутри социума
наблюдается «размытость» образов ролевого поведения (например, стираются
границы между представлением об уверенности и агрессивном поведении, между
мужским и женским образом жизни).
В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача
самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по
поводу способов ее воплощения.
Условия организации жизнедеятельности детей в интернатах создают
внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной
группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с
особенностями их психического развития.
Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата «базового
доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие
таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность,
социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.
Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом
межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового
доверия к миру проявляется и подозрительности, недоверчивости,
агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического
механизма - с другой.
Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие
автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое
поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,
учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское
«мы»). В более поздних возрастах действие этого механизма может
провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической
зависимости.
Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают
гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный
конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм
отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие
явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира),
отставание в социальном развитии.
Причины возникновения проблем вхождения ребенка в систему социальных
отношений могут быть самые различные, не, прежде всего они связаны с
неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые
предъявляет окружающий социум.
Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:
1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем
и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в
социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к
существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым
поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной
проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения
ребенка;
2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям
(автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных
установок и ценностей;
3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая
готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в
возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к
самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.
Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовке
ребенка к преодолению трудностей социальной реабилитации. Они могут
рассматриваться только в комплексе. [11]
Главное, что должен учитывать социальный работник - это то, что его
деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой
широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и
их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу
попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы
профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознавание
детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено,
и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не
представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или
нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его
развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с
целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после
появления у него первых признаков нарушения развития.
Основная цель ранней социально-реабилитационной работы - обеспечение
социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития
ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его
потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных
дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной
попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью
медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в
результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в
частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи)
относительно ребенка не оправдались.
Теоретические подходы к социальной работе с детьми с ограниченными возможностями
курсовая работа
Социология