Бог есть Абсолютное Благо, и потому сотворенный Им мир тоже был изначально прекрасен, и не было в нем никакого зла. Однако подлинное совершенство возможно только при уподоблении Богу (который и есть мерой и вершиной всякого совершенства). Поскольку же Богу свойственны премудрость, свобода и любовь (любовь, собственно, и бывает только свободной), то самым совершенным из всех созданных Им существ был человек – единственное существо, обладающее разумом, свободной волей и способностью любить. Не вдаваясь в бесполезные рассуждения о том, чем именно в материальном плане был рай, скажу лучше, что в духовном плане человек в раю имел все для того, чтобы в любви свободно познавать Бога, самого себя и весь мир, и наслаждаться Божественным общением. Но ему надо было изъявить свою волю к этому, ведь он - свободное существо, и имел возможность полюбить Бога и мир, а имел возможность и не делать этого, отвергнуть Бога и Его любовь. Потому и дал Бог одно повеление человеку - не есть от плода одного дерева, не потому, что плод был плохим или Бог не хотел его давать людям, а для того, чтобы люди имели возможность выявить свою свободную волю в любви к Богу и сыновнем послушании Ему. Ведь если бы не было у человека способа отвергнуть заповедь Божию по причине отсутствия заповедей, то какая же это была бы свобода? И человек, к сожалению, выбрал зло – нарушил заповедь и не раскаялся в этом сразу же, а начал оправдываться, сваливать вину на других и т.д. И произошла трагедия – человеческая природа испортилась, в нее вошел грех.
Вообще грех, зло, смерть – это все понятия одного плана, они означают отсутствие Божественной благодати, разлад и распад в творении, отпадение от Бога как Источника жизни и блага. Человек вследствие греха перестал быть совершенным, у него появилась теперь уже не только потенциальная возможность согрешить, но и склонность к греху, желание грешить. Он потерял способность к непосредственному общению с Богом, его разум затуманился, и даже сама свобода воли поколебалась вследствие подчинения «рабству греху». Это даже не было, в сущности, наказанием Божиим, это было естественным следствием греха, о чем Бог предупреждал, давая заповедь. Это следствие естественно потому, что свет и тьма, чистота и грязь, Бог и грех несовместимы, не могут сосуществовать по определению, т.к. зло и есть безбожие по сути, и продолжение прежней жизни после греха означало бы, что Бог «согласен» на грех, что Он отказался от Своей справедливости, что Он даже поддерживает зло. Более того, если бы Бог тотчас же исправил повреждение в природе человека и вернул все назад, то, во-первых, скорее всего история бы повторялась бесконечно, человек бы почувствовал, что зло не наказуемо и творил бы его все больше и больше, а во-вторых, если бы Бог сделал так, чтобы человек не согрешал более, то Он этим, опять-таки, отобрал бы у него свободу, сделал бы его не любящим сыном, а бездумным рабом, что противоречило бы самому определению человека.