Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы ценовой дискриминации…………………….5
1.1 Понятие ценовой дискриминации…………………………………….5
1.2 Виды ценовой дискриминации………………………………………..9
2 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества……………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………28
Читать дальше
В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.
2. Рассмотрены виды (степени) ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени. Монополист реализует изготовленные товары по максимальным ценам, т. е. по тем, в пределах которых клиент является платежеспособным субъектом. Поэтому весь излишек потребителя как разница между наибольшей ценой, которую субъект готов уплатить, и той, которую он фактически оплатил, полностью находится в руках производителя. Иными словами, покупатель фактически не имеет права выбора и платит совсем не ту сумму, которую готов отдать за потребление, а во много раз ее превышающую.
Ценовая дискриминация второй степени представляет собой дифференциацию цен в зависимости от объемов реализованных товаров и услуг. Например, дисконтные скидки или торговля оптом характеризуются тем, что за каждую предельную единицу блага потребитель платит все меньшую цену, что, по сути, напоминает закон убывающей предельной полезности. Такая политика позволяет активизировать спрос.
Ценовая дискриминация третьей степени подразумевает распределение покупателей по группам в зависимости от их покупательной способности. Получается, что монополист в соответствии с дифференциацией общества работает одновременно на двух рынках: один - дорогой, другой - дешевый. На дорогом рынке цены достигают своего максимально допустимого значения, поскольку монополист полностью уверен в том, что продукция в любом случае найдет своего потребителя, а на втором рынке цены отличаются некоторой гибкостью, поскольку должны соответствовать платежеспособности клиентов.
3. Рассмотрено влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества. Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества рассмотрено с помощью трех критериев: воздействие на интенсивность конкуренции, распределение доходов, экономическая эффективность.
Таким образом, любой монополист должен уметь регулировать процесс ценовой дискриминации и в случае необходимости грамотно разделить рынок на сегменты в зависимости от дифференциации доходов и эластичности потребительского спроса. Только ориентируясь на спрос и возможности потребителей, монополист сможет закрепить свое положение на рынке и максимизировать прибыль. В то же время слишком явное завышение цен может стать причиной вмешательства в рыночную систему государства, прерогативой которого как раз и является борьба с монополизмом.
Решив поставленные задачи, мы достигли главной цели курсовой работы – изучили ценовую дискриминацию и ее виды.
Читать дальше
1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика. - М.: ИД Форум, Инфра-М, 2011. - 672 с.
2. Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А. Микроэкономика - третий уровень. - Новосибирск: СО РАН, 2009. - 704 с.
3. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
4. Горяинова Л.В. Экономика. - М.: ЕАОИ, 2009. - 432 с.
5. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - 5-е изд., испр., дополн. и перераб. - Киров: "АСА", 2008. - 832 с.
6. Селищев А.С. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.
7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 374 с.
8. Тюрина А.Д. Микроэкономика. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
9. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М.: 2009. - 696 с.
10. Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень. - М.: 2008. - 685 с.
Читать дальше