Введение 3 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 6 1.1. Концепт социального взаимодействия 6 1.1.1.Обзор понятия взаимодействие 6 1.1.2. Взаимодействие в социальной психологии 7 1.2. Роль детства в становлении личности ребенка 9 1.2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 10 1.2.1.1. Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста 10 1.2.1.2. Особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста 11 1.2.1.3. Особенности межличностного общения детей со сверстниками младшего школьного возраста 14 Выводы 18 1.3. Особенности личности ребенка, обучающегося в школе интернатного типа 21 1.3.1. Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 21 1.3.2. Особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 25 1.3.3. Особенности межличностного общения детей со сверстниками младшего школьного возраста в школе интернатного типа 26 Выводы 28 1.4. Теоретическая модель внешней и внутренней сторон взаимодействия .31 Выводы 1 главы 38 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 38 2.1. Планирование и организация исследования 38 2.2. Полученные результаты 43 2.2.1. Общие полученные результаты 43 2.2.2. Результаты по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейн 44 2.2.3. Результаты по методике определения уровня эмпатии 48 2.2.4. Результаты по методике ЦАМ 51 2.2.5. Результаты по методике социометрия 53 2.3. Анализ полученных результатов 56 Выводы по 2 главе 68 Выводы 71 Заключение 72

Специфика взаимодействия в детском коллективе в школе интернатного типа

дипломная работа
Психология
80 страниц
100% уникальность
2012 год
86 просмотров
Елизарова С.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 6 1.1. Концепт социального взаимодействия 6 1.1.1.Обзор понятия взаимодействие 6 1.1.2. Взаимодействие в социальной психологии 7 1.2. Роль детства в становлении личности ребенка 9 1.2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 10 1.2.1.1. Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста 10 1.2.1.2. Особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста 11 1.2.1.3. Особенности межличностного общения детей со сверстниками младшего школьного возраста 14 Выводы 18 1.3. Особенности личности ребенка, обучающегося в школе интернатного типа 21 1.3.1. Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 21 1.3.2. Особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 25 1.3.3. Особенности межличностного общения детей со сверстниками младшего школьного возраста в школе интернатного типа 26 Выводы 28 1.4. Теоретическая модель внешней и внутренней сторон взаимодействия .31 Выводы 1 главы 38 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия детей младшего школьного возраста в школе интернатного типа 38 2.1. Планирование и организация исследования 38 2.2. Полученные результаты 43 2.2.1. Общие полученные результаты 43 2.2.2. Результаты по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейн 44 2.2.3. Результаты по методике определения уровня эмпатии 48 2.2.4. Результаты по методике ЦАМ 51 2.2.5. Результаты по методике социометрия 53 2.3. Анализ полученных результатов 56 Выводы по 2 главе 68 Выводы 71 Заключение 72
Читать дальше
Детство играет важнейшую роль в формировании и становлении личности. Исследования показывают нам, что особую роль здесь играет успешное прохождение всех стадий детского развития, преодоление возрастных кризисов, формирование новообразований. Большое значение здесь имеет то, как взрослый помогает ребенку в овладении собой. Потому пристальное внимание исследователей обращено к детям, воспитывающимся в детских домах. Важно знать особенности их развития для правильного построения образовательного, воспитательного и коррекционного процесса. Проблеме изучения особенностей психического развития детей в интернате посвящено немало исследований. Однако для исследования особенностей развития в школах интернатного типа проводилось исследований немного. Школа интернатного типа - сложная образовательная структура, в которой существует определенная специфика взаимодействия.


Онлайн-калькулятор рассчитает стоимость доклада в Кемерово на сайте.


. Это обусловлено особыми условиями жизни и деятельности детей в учебном заведении. Сюда попадают как дети, возвращающиеся домой в конце недели, так и дети, находящиеся здесь всю неделю. В настоящее время в России есть тенденция развития таких школ. Все больше родителей положительно относятся к обучению ребенка в школе интернатного типа, объясняя это тем, что ребенок получает больший спектр знании и умений. Так же в настоящее время меняется отношение общества к подобным школам, современные школы интернатного типа становятся элитными учебными заведениями, попасть в которые может ребенок одаренный, имеющий особый талант. В Санкт-Петербурге существует несколько гимназий и лицеев, которые имеют тип интернатного общеобразовательного учреждения. Выбор детей младшего школьного возраста как объекта исследования был не случаен и определялся несколькими причинами. Во-первых, младший школьный возраст является важным и ответственным отрезком онтогенеза с точки зрения развития самосознания и рефлексии. Во-вторых, к младшему школьному возрасту дети, находящиеся на родительском попечении, часто не приобретают значительного опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, это приводит к тому, что процесс адаптации к условиям обучения в школе интернатного типа проходит болезненно даже для детей, посещавших детский сад до школы. Наконец, в-третьих, анализ психологической литературы показал, что экспериментальная проработанность данной проблемы применительно к младшему школьному возрасту крайне мала. Кроме того, результаты различных исследований убедительно демонстрируют, что взаимодействие в детском коллективе играет труднопереоценимую роль в учебной деятельности. Все это определяет актуальность изучения специфики взаимодействия детей в школе интернатного типа. Цель: выявить специфику взаимодействия детей младшего школьного возраста в коллективе в школе интернатного типа Объект: Коллектив детей младшего школьного возраста, обучающихся в школе интернатного типа Предмет: Специфика взаимодействия детей младшего школьного возраста, находящихся в образовательном учреждении интернатного типа Гипотеза: существует специфика взаимодействия детей младшего школьного возраста, находящихся в образовательном учреждении интернатного типа Задачи: 1. Теоретический обзор проблемы специфики взаимодействия детей младшего школьного возраста, находящихся в образовательном учреждении интернатного типа; 2. Изучить особенности объективной стороны взаимодействия в коллективе детей интернатного типа; 3. Изучить особенности субъективной стороны взаимодействия в коллективе детей интернатного типа; 4. Изучить особенности соотношения внешней и внутренней стороны взаимодействия детей в коллективе интернатного типа. Таким образом, мы хотим установить, в чем особенности, положительные и отрицательные стороны взаимодействия детей в школе интернатного типа, где присутствуют дети, как из семей, так и из интерната. Мы считаем, что такое взаимодействие между детьми откладывает свой отпечаток на их личностных особенностях, оказывает положительное воздействие не только на глубину изучаемого предмета, но и на качества эмпатии, эмоционального принятия и влияет на формирование адекватной самооценки.

Читать дальше
В настоящее время в России наблюдается тенденция развития школ-интернатов. Всё больше родителей положительно относятся к таким учреждениям, поскольку считается, что в них ребенок получает гораздо больше возможностей для освоения знаний и умений. Порой подобные школы становятся элитными учебными заведениями, попасть в которые становится достаточно сложно. Однако, как и во всех явлениях, в особенностях внутренней и внешней сторон взаимодействия между детьми из школы интернатного типа есть свои положительные и отрицательные моменты. С одной стороны происходят более интенсивное взаимодействие между детьми, которое способствует развитию различных навыков. Перед детьми возникает необходимость договариваться, совместно решать задачи, которую не часто можно наблюдать во взаимодействии в обычной школе. На основании того, что группы являются смешанными, т.е. включают детей из семей и детей, лишенных родительского попечительства, можно предположить, что в дальнейшем это будет способствовать большему развитию толерантности, эмпатии, дружелюбию. Те дети, которые отстают по каким-либо параметрам, начнут подтягиваться в своём развитии. Также в данным учреждениях происходит более интенсивное усвоение учебного материала, формирование учебных навыков. Однако поскольку дети находятся в рамках образовательного учреждения достаточно продолжительное время, то необходимо очень тщательно подходить к вопросу подбора педагогического персонала, составлению учебных программ, а также оценке психологического состояния таких детей для своевременного обнаружения и коррекции возможных негативных сторон их развития.
Читать дальше
1. Бараница К., Шайдат В.В., Межличностные отношения младших школьников. – КГУ. 2008 г. – 20 с. 2. Е.Е.Белан «Психология диалогического взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, имеющими отклонения в интеллектуальном и двигательном развитии», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук «социальная психология», Спб, 2010 3. В.М. Блейхер, И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986 4. Богачева Л.П. Особенности эмпатии у детей, лишенных родительского попечения 5. «Вестник Университета Российской Академии образования» № 4(26) 2004г. 6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. … канд. псих.наук. – М., 1977. 7. И.В. Дубровина, А.Г.Рузской «Психологическое развитие воспитанников детских дома» М. «Педагогика» 1990 8. Запорожец А.В.Воспитание эмоций и чувств удошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985. 9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; Москва и др.: Питер, 2001. 10. В.В.Комаров «Воспитание детей – сирот. Взгляд практического теоретика». Педагогическое общество России М.- 2005 11. Лафренье П., Васильева М., Эмоциональное развитие детей и подростков, - 2004; 250 с. 12. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология /под ред. М. В. Гамезо - М.,1984; 13. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения. – Прикладная психология. №4. 1999. – С.54-63. 14. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990 15. Методы психологической диагностики. — М., 1993 16. Микляева А.В, Румянцева П.В., Тужикова Е.С., Тупицына И.А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов. Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 67 с. 17. Мухина B. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 1999. – 456 с. 18. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: СПб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 – 128. 19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). - М. 1970 20. Л.К. Сидорова «организация и содержание работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Аирис Пресс Москва 2004 21. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Дис. канд. псих.наук. – Н. Новгород, 2005. – 346 с. 22. Стрелкова Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович.-М.,1986.- С.70-100. 23. Цукерман Г.А., Романеева М.П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. 1982. №1 24. Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. №4 25. Н.Е. Щуркова « Школа и семья: педагогический альянс» Пед.общество России Москва 2004 26. Авдеева, Л. И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа [Электронный ресурс] / Психология развития, акмеология, Авдеева, Л. И. Особенности самооценки младших школьников, режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-samootsenki-mladshikh-shkolnikov-vospityvayushchikhsya-v-uchrezhdeniyakh-zakryto, свободный. – Загл. с экрана. 27. Андреева М.В., Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье, [Электронный ресурс] / Педагогическая психология, режим доступа: http://alldisser.com/part/ref-12876.html, свободный. – Загл. с экрана. 28. Белик А. Детство как феномен культуры [Электронный ресурс] / Белик А. Антропологические терии культур, режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Belik/_07.php, свободный. – Загл. с экрана. 29. Блинова Е.В. Дети детских домов и интернатов [Электронный ресурс] / Блинова Е.В. Дети детских домов и интернатов, режим доступа: http://www.psihologu.info/content/view/877/35/, свободный. – Загл. с экрана. 30. Васильева Е.Н., К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, режим доступа: http://www.unn.ru/e-library/vestnik_soc.html?anum=1944, свободный. – Загл. с экрана. 31. Ведущая деятельность и новообразования в младшем школьном возрасте, [Электронный ресурс] / База рефератов по психологии, режим доступа: http://kref.ru/list/psikhologijasotsiologija/138466/, свободный. – Загл. с экрана. 32. Детство как феномен культуры [Электронный ресурс] / База психологических знаний, режим доступа: http://psyera.ru/3135/detstvo-kak-fenomen-kultury, свободный. – Загл. из оглавления. 33. Значение детства в становлении личности [Электронный ресурс] / Значение детства в становлении личности, режим доступа: http://www.volnakz.com/psihologiya-pedagogika/znachenie-detstva-v-stanovlenii-lichnosti/, требуется регистрация. – Загл. с экрана. 34. Изотова Е.И. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте, [Электронный ресурс] / Возрастная психология, режим доступа: http://www.psystudy.com/index.php/component/content/article/54-n5-19/545-izotova19.html?directory=2, требуется регистрация. – Загл. с экрана. 35. Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова [Электронный ресурс] / Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_NiTSB_2009/Pedagogica/41720.doc.htm, свободный. – Загл. с экрана. 36. Касьянов В., Нечипуренко В., Взаимодействие в группе[Электронный ресурс] / Социально-психологические феномены, режим доступа: http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/143-vzaimodejstvie-v-gruppe.html, свободный. – Загл. с экрана. 37. Младший школьный возраст, [Электронный ресурс] / Возрастная психология, режим доступа: http://psylist.net/age/00012.htm, свободный. – Загл. с экрана. 38. Новикова С. С., Социальное взаимодействие [Электронный ресурс] / Социология: история, основы, институционализация в России, режим доступа:http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26235/26274/ , свободный. – Загл. с экрана. 39. Обзор понятия «Взаимодействие», Словарь [Электронный ресурс] / Психологический словарь, режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/vzaimodeystvie/, свободный. – Загл. с экрана. 40. Особенность психологической службы в учреждениях интернатного типа [Электронный ресурс] / Особенность психологической службы в учреждениях интернатного типа, режим доступа: http://reihorn.narod.ru/internat.html, свободный – Загл. с экрана. 41. Позднякова О.Л. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Особенности самооценки детей младшего школьного возраста, режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/506220/, свободный. – Загл. с экрана. 42. Сапогова Е.Е., Общение младшего школьника со сверстниками и взрослыми, [Электронный ресурс] / Сапогова Е.Е. "Психология развития человека", режим доступа: http://vashpsixolog.ru/primary-school-age/34-communicate/107-communication-junior-student-with-peers-and-adults, свободный. – Загл. с экрана. 43. Социальное взаимодействие и социальная структура, [Электронный ресурс] / Лекции по социологии, режим доступа: http://christsocio.info/content/view/347/97/, свободный. – Загл. с экрана. 44. Dr. SamVaknin,OnEmpathy [Электронный ресурс] / Dr. SamVaknin, OnEmpathy, режим доступа:http://samvak.tripod.com/empathy.html. – Загл. с экрана.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image