Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 10 1.1. Психолого-педагогические основы экспериментирования 10 1.2. Детское экспериментирование в контексте развития исследовательских умений 15 1.3. Условия необходимые для развития исследовательских умений в процессе экспериментирования 20 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа развития исследовательских умений в процессе экспериментирования 37 2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений у детей экспериментальной группы 37 2.2. Содержание работы развития исследовательских умений в экспериментировании 47 2.3. Результативность работы 54 Заключение 59 Литература 65 Приложение 71

Развитие исследовательских умений у детей подготовительной группы в процессе экспериментирования

дипломная работа
Психология
60 страниц
100% уникальность
2012 год
213 просмотров
Плохотнюк С.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 10 1.1. Психолого-педагогические основы экспериментирования 10 1.2. Детское экспериментирование в контексте развития исследовательских умений 15 1.3. Условия необходимые для развития исследовательских умений в процессе экспериментирования 20 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа развития исследовательских умений в процессе экспериментирования 37 2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений у детей экспериментальной группы 37 2.2. Содержание работы развития исследовательских умений в экспериментировании 47 2.3. Результативность работы 54 Заключение 59 Литература 65 Приложение 71
Читать дальше
Актуальность исследования. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательских умений (Н.


Необходимо составить проект курсовой работы ? Заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательских умений дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательских умений детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина), творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования, прогнозирования и гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Детское экспериментирование», «Наш дом - природа», «Ребенок в мире поиска»). Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного процесса развития исследовательской умений у детей старшего дошкольного возраста (подготовительной группы детского сада) в экспериментировании. Объект исследования – процесс становления и развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. Предмет исследования – экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий: - взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. - процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования; осуществляется нарастание субъектных проявлений детей в экспериментировании; создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Задачи исследования: 1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процессов развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. 2. Выявить особенности проявления исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской умений. 3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательских умений детей старших дошкольников в экспериментировании. 4. Определить эффективность разработанных педагогических условиях процесса развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании. Теоретико-методологические основы исследования: учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, Н.Ф. Голованова, Г.И. Вергелес, И.С. Якиманская, В.Я. Лыкова); концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева); исследования своеобразия методик руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, А.В. Третьяк, Д.В. Сергеева); Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; количественный и качественный анализ полученных данных. Основные этапы исследования: Первый этап (сентябрь-октябрь 2011 гг.) – поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования. Второй этап исследования (ноябрь-декабрь 2011 гг.) – опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, разработка и апробация поэтапной педагогической технологии развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. Третий этап (январь 2012 гг.) – обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов исследования. База проведения исследования: эксперимент проводился на базе ГДОУ № 5 г. Санкт-Петербурга №5. В исследование приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современные научные идеи психологии и педагогики; взаимодополняемостью используемых методов исследования; адекватностью методов научного поиска поставленным задачам исследования; количественным и качественным анализом фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы. Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. определены сущностные и структурно-содержательные характеристики исследовательских умений и активности старших дошкольников в экспериментировании; 2. обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании; 3. разработана и экспериментально проверена поэтапная педагогическая технология процесса развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании; 4. доказана эффективность детско-взрослого взаимодействия в развитии исследовательских умений детей. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - уточнено понятие исследовательской умений старших дошкольников в экспериментировании и ее показатели; - определены принципы и педагогические условия организации процесса развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования; - определены исследовательские умения, освоение которых способствует развитию самостоятельности исследовательского поиска старших дошкольников в экспериментировании; - обоснована роль взаимодействия педагогов и родителей, основанного на ценностно-смысловом единстве в понимании значимости развития исследовательских умений детей и направленного на реализацию индивидуально-ориентированного подхода к ребенку в условиях организации экспериментирования в детском саду и семье. Практическая значимость исследования состоит определяться предложенными рекомендациями влияющие на развитие исследовательских умений у детей подготовительной группы в процессе экспериментирования. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и заключение.

Читать дальше
Проведенное исследование доказало правомерность выдвинутых положений, что позволило сформулировать следующие выводы. Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности. Анализ показал, что исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования. Развитие исследовательских умений в экспериментировании связано с освоением комплекса исследовательских умений: 1.Умения, непосредственно связанные с осуществлением исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования. 2. Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования. 3. Умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании. 4. Умения, связанные с осуществлением совместного исследовательского поиска в экспериментировании. Констатирующий эксперимент позволил выделить особенности проявления исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании и определить на основе комплексного показателя уровни развития исследовательских умений детей. Высокий уровень характеризуется выраженной исследовательской активностью, что проявляется в устойчивом интересе старших дошкольников к исследовательскому поиску как в специально созданных проблемных ситуация, так и в свободной деятельности детей. Дошкольники адекватно принимают проблемную задачу, самостоятельно обнаруживают проблемные объекты и противоречия в повседневной жизни, активно выдвигают различные предположения, осуществляют практический поиск решения проблемы, используя комбинаторный перебор средств решения, рассуждают вслух, не ограничиваются одним решением, отбирают необходимые приборы для получения эффективного результата. По своей инициативе предпринимают дальнейшее исследование с интересными для себя объектами, активно ищут, и находят возможности для нового варианта решения, проявляют настойчивость в получении результата, выражают удовлетворение от экспериментирования, положительно оценивают результаты своей деятельности, стремятся к взаимодействию с другими детьми. Средний уровень развития исследовательских умений характеризуется неустойчивой исследовательской активностью. Детям данного уровня свойственно активное проявление интереса к экспериментированию только на начальных этапах решения проблемных задач, далее интерес затухает, и дети переключаются на другие виды деятельности. Дошкольники выдвигают предположения при направляющей помощи воспитателя, однако в их гипотезах не учтены все условия задачи, осуществляют самостоятельный поиск решения проблемы, но ограничиваются одним вариантом, после чего поиск прекращают. Поисковые действия детей носят непоследовательных характер, настойчивость дошкольников неустойчивая, поэтому результат дети получают частичный. Дети выражают удовлетворение от решения проблемы, но собственной инициативы по продолжению экспериментирования не выдвигают, однако охотно откликаются на совместный с воспитателем дальнейший исследовательский поиск. В процессе экспериментирования дошкольники ограничивают свой выбор знакомыми приборами, не стремятся к согласованным действиям с партнером в экспериментировании. Низкий уровень развития исследовательских умений характеризуется отсутствием интереса детей к экспериментированию, не принятием задачи исследования. Дошкольники данного уровня проявляют неуверенность, скованность, не пытаются самостоятельно высказать предположение о способах решения задачи, подменяют экспериментирование игровыми действиями с предметами и материалами, нуждаются в пошаговой обучающей помощи воспитателя. Дети не стремятся к анализу полученной информации, не проявляют стремления к участию в коллективном исследовательском поиске, выражают нейтрально-негативное отношение к экспериментальной деятельности, предпочитая привычные занятия. Констатирующий эксперимент показал преобладание у дошкольников неустойчивой исследовательских умений ситуативного характера, что явилось следствием ограниченного опыта самостоятельного экспериментирования, недостаточного освоения необходимых исследовательских умений и интереса к решению проблем с помощью экспериментирования. Вместе с тем, наличие высокого уровня исследовательских умений свидетельствовало о потенциальных возможностях ее развития у старших дошкольников. Анализ практики развития исследовательских умений в экспериментировании показал недостаточную компетентность педагогов в организации исследовательской деятельности старших дошкольников, проблемы в использовании экспериментирования в качестве педагогического средства развития исследовательских умений, отсутствие эффективного взаимодействия педагогов и родителей, направленного на развитие исследовательских умений дошкольников, что свидетельствовало о недооценке использования потенциала семьи в этом процессе. Таким образом, полученные в констатирующем эксперименте данные показали обусловленность сниженного уровня исследовательских умений старших дошкольников действием факторов внешнего и внутреннего порядка. Проведенное исследование доказало, что развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании происходит успешно при этапном построении этого процесса, обеспечивающего развитие основных структурных компонентов исследовательских умений, постепенное вовлечение дошкольников в усложняющееся экспериментирование, возможность осуществления широкого самостоятельного исследовательского поиска. В исследовании раскрывается педагогическая технология реализации следующих этапов процесса развития исследовательских умений старших дошкольников. Первый этап мотивационно-ориентировочный — был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Для этого использовались фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд детей на вещи, приемы ТРИЗ, долговременные наблюдения за явлениями природы. Педагог активно привлекал внимание к экспериментированию, организовывал проблемные ситуации и поиск способов их решения, инициировал проблемный диалог обсуждения результатов экспериментирования. Родители дошкольников на первом этапе занимали наблюдательно-поддерживающую позицию: проявляли интерес к детскому экспериментированию, по рекомендации воспитателя вели вместе с детьми наблюдения погоды, оформляли календари природы, проводили несложные опыты, поддерживая желание детей участвовать в исследовательской деятельности. В результате данного этапа заметны общие изменения группы: дети стали проявлять выраженный интерес к необычным явлениям, смелее высказывать свои рассуждения; научились проводить мини-исследования и длительное наблюдение, фиксируя полученные результаты. Второй этап содержательно-деятельностный - заключался в развитии исследовательских умений старших дошкольников в процессе накопления практического опыта экспериментирования. Обеспечивалось развитие исследовательских умений детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Задачи данного этапа состояли в дальнейшем развитии интереса старших дошкольников к экспериментированию; в освоении необходимых исследовательских умений, обеспечивающих возможность самостоятельного вариативного поиска решения значимых для детей проблем, требующих экспериментирования и проявления настойчивости в получении результата. В процессе второй ступени шло тематическое экспериментирование в рамках определенной темы: «Кудесница вода», «Чудеса песка», «Сила притяжения магнита», «Волшебство света», содержание которых было построено по принципу дополняющих друг друга мини-исследований. Итогом второго этапа явилось активное стремление детей к самостоятельному экспериментированию с применением сформированных исследовательских умений. Завершающий третий этап инициативно-творческий - предполагал совместный исследовательский поиск в рамках коллективного проекта взрослых и детей «Как много интересного вокруг». Цель этапа состояла в создании условий для проявления исследовательских умений старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании. Третий этап построен на взаимодействии детско-взрослого сообщества (дети, воспитатели, родители) в рамках совместной деятельности, что позволило дошкольникам развернуть исследовательский поиск в соответствии с собственными интересами, инициативами, возможностями. Исследование доказало, что развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании обеспечивается гибким изменением позиции педагога от обучающе-организующей через направляюще-корректирующую к стимулирующей и поддерживающей самостоятельное экспериментирование детей. Таким образом, взрослыми (воспитателем и родителями) поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. В результате реализации разработанного комплекса педагогических условий произошло общее повышение уровня исследовательских умений детей в экспериментировании, нарастание эмоционально-субъектных, деятельностно-субъектных проявлений, что явилось подтверждением рациональности и эффективности педагогических подходов. В целом проведенное исследование доказало, что развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании способствует становлению субъектной позиции в решении познавательных задач и взаимодействия со сверстниками. Таким образом, в исследовании подтвердилась правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи. В заключении следует отметить, что проведенная экспериментальная работа позволяет наметить пути дальнейшего исследования. Необходимо изучить динамику развития исследовательских умений в экспериментировании в период дошкольном детства, выявить развивающий потенциал интегрированного подхода к развитию исследовательских умений, а также изучить проблему преемственности в развитии исследовательских умений детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в контексте идеи непрерывного образования.
Читать дальше
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С, Фоми¬на Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 24-33; 2. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: метод, пособие для дошкольных учреждений / Е.А. Алябьева. М: Сфера, 2002. - 96 с. 3. Антология педагогической мысли России второй половины 19 нач. 20 вв. - М.: Педагогика, 2009. - 603 с. 4. Бабанский, Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучейия / Ю.К. Бабанский // Вопросы психологии. 1984. - № 1. - С. 51-57. 5. Бабич, Н. Развитие вопросов у дошкольников / Н. Бабич // Вопросы психологии. 2004. - № 2. - С. 67-74. 6. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. 2006. -№ 3. - С. 54-56. 7. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А.В. Петровского. Т.1. - М.: Педагогика, 2009. - 304 с. 8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. - 317 с. 10. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. М.: Знание, 2003.-96 с. 11. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: Академия, 1995. - 212 с. 12. Боно, Э. Учите вашего ребенка мыслить: (пер. с англ.) / Э. Боно. -Минск: Попурри, 2008. -329 с. 13. Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э. Боно. СПб: Питер, 2007. - 243 с. 14. Брунер, Д. Психология познания / Д. Брунер. М.: Прогресс, 2007. -412 с. 15. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избр. психол. труды / А.В. Брушлинский. М.: Институт практической психологии, 2006. - 392 с. 16. Брыжинская, Г.В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: лекции / Г.В. Брыжинская. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2000. - 50 с. 17. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: книга для педагогов дошкольных учреждений / Е.К. Брыкина. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 147 с. 18. Булычева, А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий / А. Булычева // Дошкольное воспитание. 2006. - № 4. - С. 69-72. 19. Венгер, Л.А. Особенности принятия учебных заданий детьми 6 лет / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. 2008. - № 4. - С. 56-62. 20. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2003.-96 с. 21. Веракса, Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. 2001. -№ 3. - С. 123-127. 22. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: пер. с англ / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 2007. - 335 с. 23. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. М.: Университет, 2000. - 336 с. 24. Гальперин, П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1980,-№ 1.-С. 31-38. 25. Годовикова, Д.Б. Как «измерить» детскую любознательность? / Д.Б. Годовикова // Семья и школа. 2005. - № 10. - С. 34-36. 26. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности дошкольников как следствие ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации / Д.Б. Годовикова // Новые исследования в психологии. 2004. - № 2. - С. 29-31. 27. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / О.Б. Дарвиш. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 264 с. 28. Диагностика познавательных способностей: межвуз. сб. науч. тр. // Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль: ЯГПИ, 2006. - 150 с. 29. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей дет. садов / Т.Н. Доронова. М.: Воспитание дошкольника, 2002.- 127 с. 30. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. -СПб: Питер, 2000. 320 с. 31. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. М.: Педагогика, 2009. - 172 с. 32. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные .опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. М.: Сфера, 2002. -192 с. 33. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками / О.В. Дыбина. М.: Сфера, 2002. - 127 с. 34. Ермакова, Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников / Е.С. Ермакова // Вопросы психологии. 1999. - № 4. - С. 28-34. 35. Ерофеева, Т. Где живут 140 почему или о вопросах, дающих интересные ответы / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. — 2001. — №2.-С. 77-83. 36. Жафярова, М.Н. Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей: дис.канд псих. наук. — Новосибирск, 2002.-157 с. 37. Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями / М.А. Жмырева. Ульяновск: Симб. кн., 2001.-60 с. 38. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. -В 2-т. -Т.1 -М.: Педагогика, 1986. 192 с. 39. Зельцерман, Б.Д. Учись! Твори! Развивайся 2 (игры для развития мышления, общения, творчества) / Б.Д. Зельцерман. - Рига: Эксперимент, 1997. - 144 с. 40. Землянухина Т.М. Особенности формирования любознательности // Дошкольное воспитание. 2006. № 11. C. 32-35; 41. Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса: кн. для воспитателя и зав. дет. садом. / Под ред. В.М. Изгаршевой. -2-е изд. прераб. и доп. М.: Просвещение, 2007. - 173 с. 42. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. М.: Академия, 1999. - 520 с. 43. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. — М.: Сфера, 2002.-464 с. 44. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учеб. пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н Совгир, -М.: Педагогическое общество России, 2003. 80 с. 45. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 2002. №4. С. 18-35. 46. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. — 2002.-№4.-С. 5-17. 47. Монтессори / сост. и авт. предисл. М.В. Богуславский, Г.В. Корнетов. -М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили; москов. госуд. пед. ун-т, 1999. 220 с. 48. Мухина, B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М.: Академия, .у 1998.-456 с. 49. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. М.: Просвещение, 2009. - 158 с. 50. Новоселова, C.JI. Игра дошкольника / C.JI. Новоселова. М.: Просвещение, 2009. - 284 с. 51. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. М.: Б.и., 2000. -266 с. 52. Поддъяков, А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / А.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 1996. - № 4. - С. 14-23. 53. Поддъяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1985. — 200 с. 54. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи // Магистр. 1999. № 1.С. 85-95; Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психологический журнал. 2004. № 3. С. 61-70; 55. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 141 с. 56. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев.- М.: Изд-во Акад. пед. наук, 2000. 352 с. 57. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. - 190 с. 58. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания , Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2008. -176 с. 59. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб: Питер, 1999.-712 с 60. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 1. 61. Савенков А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать // Одаренный ребенок. – 2003. – № 3. 62. Савенков А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 2. 63. Савенков А.И. Познание в действии или как провести эксперимент // Одаренный ребенок. – 2003. – № 4. 64. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2004. - № 1. - С. 22-31. 65. Савенков, А.И. Конкурс интеллектуалов / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. 1998. - № 2. - С. 6-13. 66. Савенков, А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2003. - № 2. - С. 38-49. 67. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. Ярославль: Академия развития, 2002.-160 с. 68. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. - 350 с 69. Тарловская, Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Н.Ф. Тарловская. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. -216 с. 70. Урунтаева, Г.А. Помоги принцу найти золушку: занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста: кн.для воспитателей детского сада и родителей / Г.А. Урунтаева. — М.:1. Просвещение, 2004. 144 с. 71. Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: книга для воспитателей детского сада и родителей /' Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Просвещение, 2011. - 69 с. 72. Шаубл, Л. Научное мышление детей и взрослых в процессе экспериментирования / Л. Шаубл, Р. Глейзер // Исследовательская работа школьников. 2004. - № 1. - С. 55-61. 73. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г'. Яковлева. СПб.: Валери СПД; М.: Сфера, 2002. - 112 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image