Стандарты аудита - это единые базовые принципы, которым должны
следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности.
Стандарты устанавливают единые требования к порядку осуществления
аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и
сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их
квалификации.
С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат
периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей
пользователей финансовой отчетности.
В российской аудиторской практике различают три группы стандартов:
1) международные. Они разработаны Комитетом по международным
стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (англ.
International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB)) и фиксируют
требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны
при проведении аудита транснациональных компаний;
2) национальные. В настоящее время в России действуют 37 федеральных
стандартов аудиторской деятельности, которые являются обязательными для
аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций
аудиторов и их работников;
3) внутренние правила (стандарты). Они действуют в профессиональных
аудиторских объединениях (саморегулируемых организациях аудиторов).
Первый официальный перевод МСА на русский язык появился в 2000 г.
Весной 2002 г. в рамках проекта ТАСИС "Реформа российского аудита" вышло
второе официальное издание с переводом МСА на русский язык, подготовленное
на основе издания стандартов 2001 г.
Проводя сравнение МСА и разработанных отечественных стандартов, можно
выделить следующие группы стандартов:
- российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди МСА;
- российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от МСА;
- российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе МСА;
- международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских
стандартов аудита.
Имеющиеся расхождения обусловлены различиями в подходах к аудиту,
формальными различиями (стиль и оформление документов, подробности
изложения), практическими примерами, а также реформой МСА.
Десять документов из числа МСА и положений о международной аудиторской
практике в настоящее время не имеют российских аналогов (например, МСА 1000
"Процедуры межбанковского подтверждения", МСА 1004 "Взаимодействие
инспекторов по банковскому надзору", МСА 1006 "Аудит финансовых отчетов
банков", МСА 1010 "Учет экологических вопросов при аудите финансовой
отчетности", МСА 1012 "Аудит производственных финансовых инструментов" и
др.).
Это связано с тем, что российские регламентирующие документы находятся
в стадии разработки, и подготовка всего пакета стандартов еще не завершена,
причем период разработки и утверждения в России занимает 5 - 8 лет.
Кроме того, следует учитывать, что практика аудита, опираясь на
накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе и в России,
свои особенности, связанные со спецификой каждой страны, системой ее
государственного самоуправления и многими другими факторами.
Читать дальше
В результате написания данной работы были рассмотрены следующие
основные вопросы:
• состав и содержание международных стандартов аудита; порядок их
разработки и применения в практике аудиторской деятельности; методику
применения международных стандартов аудита при разработке национальных
стандартов;
• использование международных стандартов аудиторской деятельности при
проведении аудиторских проверок;
. международные стандарты оформления результатов аудиторских
проверок;
• представление о требованиях международной аудиторской общественности
к организации и качеству аудиторских проверок, об отличиях международных
стандартов аудита от российских аудиторских стандартов.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые
принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей
профессиональной деятельности.
Они способствуют достижению двоякой цели:
развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализманиже
общемирового;
по мере возможности унификации подходов к аудиту в международном масштабе.
Следовательно, значение МСА заключается в том, что они способствуют
интеграции национального аудита в международные экономические отношения,
обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с
профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к
проведению и пониманию аудита и его качеству.
Экономист в области бухгалтерского учета, анализа и аудита должен
уметь быстро ориентироваться в сложившейся хозяйственной ситуации, знать
действующее законодательство, регулирующее деятельность организаций,
применять эффективную методику аудиторской проверки, а это возможно при
условии глубокого изучения Международных стандартов аудиторской
деятельности.
Читать дальше
1. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» №307 – ФЗ от
30.12.2008 (в ред. от 01.07.2010).
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности» № 696 от 23.09.2002 (в ред.
от 27.01.11)
3. Василенко М. Е. Состояние и проблемы адаптации международных
стандартов аудита в России // Все для бухгалтера. – 2011. - № 8, С.
6-12.
4. Международные стандарты аудита: учеб. пособие/ Б.Т. Жарылгасова,
А.Е. Суглобов. – М.: КНОРУС, 2009. – 230 с.
5. Международные стандарты аудита: учебник. 2-е издание, перераб. и
доп. – М.: Магистр, 2010. – 310 с.
6. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учеб. пособие. – М.:
Экономистъ, 2010. – 158 с.
7. Пантелеева И. Требования стандартов: проблемы применения. – Аудит
налогообложения. – 2011. - №2, С. 2-8.
8. Суворова СП., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты
аудита: учеб. пособ. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 320 с.
9. Суглобов А. Е. Анализ адаптации в систему нормативно – правового
регулирования аудиторской деятельности РФ международных стандартов
аудита // Международный бухгалтерский учет. – 2011. - №11, С. 5-11.
10. Интернет – ресурс: http://www.techinvestlab.com
Читать дальше