ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ 4
1.1. ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА………………………………………………4
1.2. Эволюция естественно-правовых концепций 5
2. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ 12
2.1. КРИТИКА ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 12
2.2. КОНЦЕПЦИИ «ВОЗРОЖДЕННОГО» ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Читать дальше
Естественное право — понятие философии права и юриспруденции,
означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из
природы человека и независимых от социальных условий.
Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как
совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как
норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и
зависящей от человеческого установления.
Что касается первого противопоставления, то оно обуславливается не
только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и
некоторыми особенностями положительного права, которые обостряют и
подчёркивают это противоречие. Положительные законы рассчитываются
обыкновенно на долговременное применение. Как нормы общие и твёрдые, они не
могут изменяться с каждым изменением отношений, для которых они созданы, —
а между тем жизнь уходит вперёд и требует для себя новых определений. Даже
самые лучшие законы редко удовлетворяют всех; разнообразие общественных
интересов не может найти для себя полного примирения в законодательстве.
Отсюда протесты против положительного права, облекаемые в форму требований
права естественного. Постановления положительного права объявляются
изменяющимися и произвольными; естественное право ставится над ними, как
некоторая высшая норма, черпающая свою силу в требованиях природы.
Предположению о существовании права, вытекающего из природы, способствовало
и то наблюдение, что среди определений каждого права есть известные
положения, как будто бы не зависящие от произвола людей и предустановленные
самой природой. Это наблюдение заставляло в самом действующем праве
открывать следы права естественного и различать в юридических установлениях
неизменные и естественные определения от изменчивых и произвольных.
Таким образом, издавна концепция естественного права имела двоякий
состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права и
на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных
правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли
быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится
над положительным, во втором оно является лишь известной частью
положительного права. В историческом развитии естественно-правовой доктрины
можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции.
Читать дальше
1. Алексеев П.В. Философия и право. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580
с.
2. Четвернин В. А. Современные концепции естественного права. - М.:
Наука, 1988. – 516 с.
3. Новгородцев Н.В. Историческая школа юристов. - М.: Знания, 1996. –
307 с.
4. Иваницкий К.М. Право естественное. – К.: Право, 2007. – 256 с.
5. Нерсесянц B.C. Теории естественного права // Право и закон. - М.,
1983. - С. 311-329.
6. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. - М.: Наука, 1971. -566
с.
7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник - М.:
ИКЦ «Маркетинг», 2001. - 832 с.
8. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. -
СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с.
9. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: Учебник. -
М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 692 с.
Читать дальше