Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по обществу. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!
. [2] В марте 2010 года Басаргин заявил, что по сравнению с прошлым годом число аварий увеличилось, хотя крупных аварий удалось избежать. Он также отметил: «Обращает на себя внимание возросшее число техногенных сбоев на магистральных тепловых сетях, принадлежащих субъектам большой энергетики». [3] 19 марта 2010 года МЧС России опубликовало прогноз чрезвычайных ситуаций на текущий год. В документе отмечается: «Аварийность на системах жилищно-коммунального хозяйства (тепловые сети, коммунальные системы жизнеобеспечения) и электроснабжения прогнозируется выше значений 2009 года (более 10 ЧС)». Более чем в 30 регионах чрезвычайные ситуации «возможны в случае возникновения аварии на крупных ТЭЦ, не имеющих резервного генерирующего оборудования, с высоким износом». [4] 1. Локальные отказы отопления и общая оценка состояния теплоснабжения России Теплоснабжение в России - обеспечение теплом зданий для коммунально- бытовых (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение) и технологических нужд потребителей. В России преимущественно используется централизованное теплоснабжение, когда система теплоснабжения обслуживает целый район. Теплоснабжение является важной подотраслью жилищно-коммунального хозяйства России. В основе централизованного теплоснабжения лежат комбинированная выработка электроэнергии и теплоты на ТЭЦ (или крупных котельных) и доставка тепла по тепловым сетям потребителям. Централизованное теплоснабжение позволяет снизить расход топлива и эксплуатационных затрат, даёт возможность использования низкосортного топлива, уменьшает степень загрязнения воздушного бассейна и улучшает санитарное состояние населённых пунктов. По состоянию на 2002 год, в России системы централизованного теплоснабжения обеспечивали теплоснабжение 75 % всех потребителей тепла, в том числе в сельской местности. При этом около 35 % потребности в тепловой энергии обеспечивают теплофикационные системы (в которых источниками тепла служат ТЭЦ). В большинстве крупных городов централизованное теплоснабжение обслуживает до 70-95 % жилого фонда.[1] Теплоснабжение является важным сектором экономики. Как отмечалось в докладе «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. 1. Реформа системы теплоснабжения и теплопотребления РФ»: Теплоснабжение России обеспечивают 485 ТЭЦ, около 6,5 тыс. котельных мощностью более 20 Гкал/час, более 100 тысяч мелких котельных и около 600 тысяч автономных индивидуальных теплогенераторов. В организациях, занимающихся строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой, контролем систем теплоснабжения и теплопотребления работает около 2 млн. человек. Суммарная реализация тепла в стране составляет 2060 млн. Гкал/год, в том числе жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют 1086 млн. Гкал, промышленность и прочие потребители 974 млн. Гкал. На теплоснабжение расходуется более 400 млн. т.у.т./год. В связи с тем, что в 1990-е годы инвестиции в основные фонды теплоснабжения не производились (или производились в недостаточном объёме), оборудование и коммуникации находятся в изношенном состоянии. По данным Минэнерго РФ на 2002 год, «около 50 % объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 30 %».[1] »Суммарная протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет около 183 300 км», «средний процент износа [теплосетей] оценивается в 60-70 %. По экспертной оценке 15 % тепловых сетей требуют безотлагательной замены. Для приведения системы транспорта теплоносителя в надежное состояние необходимо капитально отремонтировать или построить заново 150 тыс. км теплотрасс в двухтрубном исчислении». [2] В докладе «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса. 1. Реформа системы теплоснабжения и теплопотребления РФ» говорилось: «Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов. Руководство предприятий теплоснабжения, стремясь не допустить увеличения аварийности, пыталось сохранить объемы перекладок, снижая требования к качеству и всячески удешевляя строительные работы». Переложенные сети имели очень низкий ресурс и через 5-7 лет требовали новой перекладки. В итоге, количество аварийных сетей к 2000 году начало расти в геометрической прогрессии, а количество аварий стало удваиваться через каждые 2 года, в среднем увеличившись за последние 6 лет в 10 раз. Как следствие в разы увеличилась и мощность аварийных служб… Реальные тепловые потери составляют от 20 до 50 % выработки тепла зимой и от 30 до 70 % летом, это подтверждается резким уменьшением необходимой выработки тепла при переходе на индивидуальные источники и замерами тепловых потерь на реальных тепловых сетях. Утечки теплоносителя превышают нормы, принятые в развитых странах, в миллионы раз. В марте 2010 года глава Минрегиона Виктор Басаргин заявил, в 2009 году доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7 %, а по водопроводным сетям — до 43,9 %.[3] По его словам, ветхость основных фондов вызвана недостаточными объёмами инвестиций в отрасль. В свою очередь, как заявил Басаргин, обветшание фондов приводит к повышенной аварийности, и число аварий в отрасли возрастает. В 2009 году в ЖКХ было вложено около 170 миллиардов рублей инвестиций, что составило менее 6 % от оборота рынка услуг ЖКХ.[3] Аварийное прекращение отопления квартиры ухудшает комфортные условия проживания людей. Для ликвидации аварий затрачиваются немалые материальные средства. Новые и прошедшие капитальный ремонт системы отопления долгое время могут не обнаруживать скрытые дефекты, способные вызвать аварию. Во время эксплуатации происходит естественное старение отопительного оборудования, трубопроводов и контрольно-измерительной аппаратуры. Поэтому противоаварийная профилактика заключается в заблаговременном выявлении очагов разрушения. По плану профилактических работ необходимо производить текущий ремонт систем отопления, а также осуществлять наблюдение за работой отопительных приборов. Должны проверяться показания измерительной аппаратуры, вноситься исправления при всяких отклонениях от заданных режимов. Причинами нарушения работы элементов системы отопления могут быть: образования «воздушных мешков» в радиаторах, скопление шлама и продуктов коррозии, разрушение тепловой изоляции обогревателей, что вызывает увеличение теплопотерь и снижение температуры теплоносителя, недостаточная плотность соединений труб и батарей отопления. При плохом содержании обогревателей наблюдается постепенное уменьшение производительности и завышение температуры воды на выходе из батареи. Нарушение работы обогревателей вызывают преимущественно отложения солей временной жесткости, которые содержатся в воде. Во время профилактических ремонтов необходимо своевременно удалять накипь из отопительных приборов и принимать меры для уменьшения солеотложений. Статистика показывает, что основная масса аварий происходит из-за коррозии радиаторов отопления, разрыва сварных швов корпусов отопительных приборов, разрушения арматуры. Из-за плохого содержания систем отопления и нарушения правил эксплуатации аварии возникают вследствие замерзания воды в отопительных приборах и трубах. Частые аварии в системах отопления происходят в результате образования сквозных свищей, вызванных в 90% случаев разрыва труб систем отопления наружной коррозией. Коррозия возникает там, где имеется доступ влаги к поверхности труб систем отопления: при контакте с грунтом, со стенами камер и каналов. Коррозия – это скрытый процесс, поэтому ее профилактика заключается в регулярной проверке состояния изоляции, труб и отопительных приборов. Чаще всего сварные стыки батарей разрываются на изгибах. Перенапряжение сварных швов могут возникать от несоблюдения режимов прогрева радиаторов. Замораживание воды чаще всего наблюдается на концевых участках системы отопления. Последовательность проведения аварийно-восстановительных работ: 1. Обнаружение и локализация поврежденного участка системы отопления 2. Восстановление нормального режима работы неповрежденных участков системы отопления 3. Ликвидация повреждения 4. Включение участка и восстановление отопления у отключенных потребителей Первым признаком аварии системы отопления является падение давления в нейтральной точке и увеличение расхода воды. Для быстрого обнаружения и устранения неполадок в кратчайший срок должен быть разработан план. На весь период поиска места повреждения в системе отопления необходимо обеспечить нормальный или специально разработанный аварийный режим теплоснабжения. При значительной утечке воды во избежание опорожнения систем отопления используются все наличные подпиточные средства. Внешним осмотром системы отопления места аварии обнаруживаются по парению из камер, колодцев, растаявшему снегу, по шуму вытекающей воды. На ТЭЦ в первую очередь проверяется герметичность подогревательной установки. При полной исправности подогревателей и невозможности визуального определения места аварии производят поочередное отключение распределительных сетей, систем отопления отдельных потребителей. Данные действия осуществляют до тех пор, пока не обнаружится источник аварии, который можно опознать по резкому сокращению подпитки. После отключения аварийного участка работу системы отопления переводят на нормальный режим, а на неисправном участке производят восстановительные работы. [3] 2. Система быстрого реагирования Сахалинской области на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения 14 января 2003 г. пресса сообщила: «По данным Госстроя РФ, в текущем отопительном сезоне уже зарегистрировано более 1500 инцидентов и отказов в системах теплоснабжения городов и населенных пунктов и 59 чрезвычайных ситуаций и крупных аварий на объектах ЖКХ в 29 субъектах Российской Федерации». Вот география событий: «Как сообщили в пресс-службе РАО «ЕЭС России», недостаточный уровень подготовки оборудования к зиме привел к многочисленным авариям на муниципальных теплотрассах. В результате было серьезно нарушено теплоснабжение потребителей в Ленинградской, Новгородской, Тульской областях, Карелии, Коми, ряде регионов Поволжья и Урала, в Якутии». И это – не все, после этой сводки пострадали Петербург и Сахалин. [1] Январские аварии уже были восприняты как сигнал о глубоком кризисе, который требует перехода к чрезвычайным мерам. Вот два сообщения с Сахалина – в январе и марте. Первое – информация об отказах теплоснабжения: «На Сахалине нарушено теплоснабжение в девяти населенных пунктах, без тепла остаются 160 жилых домов, где проживают более 11,5 тыс. человек. В поселке Быково планируется перевести часть жилых домов на печное отопление, жители четырех домов будут переселены. Федеральные и местные власти предпринимают экстренные меры по ликвидации критической ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалина. На счет администрации Сахалинской области поступил из Москвы первый опережающий трансферт в 30 млн. руб.» (РИА «Новости», 20.01.2003). Второе сообщение – о реакции властей: «По распоряжению администрации Сахалинской области создается система быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в теплоснабжении. Прошедшая зима показала, что во время прохождения пиковых нагрузок в системах теплоснабжения из-за высокой изношенности оборудования котельных, тепловых сетей и внутридомовых систем теплоснабжения участились случаи аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям в жилищно-коммунальном хозяйстве. При устранении аварийных ситуаций выявляются факторы, которые препятствуют эффективному устранению аварий. Нет соответствующих аварийно-восстановительных служб. В районах – острый недостаток специалистов высокой квалификации. В целях повышения надежности теплоснабжения, обеспечения населения области качественными коммунальными услугами утвержден план мероприятий по созданию системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области» (РИА «Дейта.Ru», 28.03.2003). [5] В период прохождения пиковых нагрузок в системах теплоснабжения области из-за высокой изношенности оборудования котельных, тепловых сетей и внутридомовых систем теплоснабжения участились случаи аварий, приводящих к авариям и чрезвычайным ситуациям в теплоснабжающем комплексе. В результате аварий наносится значительный ущерб жилищно - коммунальному хозяйству области; население вынуждено в этих случаях проживать в экстремальных условиях. При устранении аварийных ситуаций в теплоснабжении и ликвидации их последствий выявляются факторы, препятствующие эффективному и в кратчайшие сроки восстановлению объектов жилищно - коммунального хозяйства, пострадавших в результате аварий. Основными причинами является то, что в муниципальных образованиях нет соответствующих аварийно - восстановительных служб, оснащенных специальным диагностическим и специальным оборудованием, материалами для быстрой заделки свищей, трещин, раковин на теплопроводах различных диаметров, холодной сварки и т.д., отсутствуют высококвалифицированные специалисты по выполнению сварочных, сантехнических, диагностических, пусконаладочных и аварийно - восстановительных работ. Главной причиной неудовлетворительного теплового комфорта в отдельных городах и населенных пунктах области является дефицит подачи тепловой энергии от 15 до 75 процентов из-за отсутствия достаточных запасов твердого и особенно жидкого топлива. [6] В целях повышения надежности теплоснабжения, обеспечения населения области качественными коммунальными услугами был разработан в 2002 году план мероприятий по созданию системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области, который предписывал: утвердить План мероприятий по созданию системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области в два этапа согласно приложению 1. [6] В целях выполнения мероприятий 1 этапа: главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сахалинской области (Смирнов Н.А.) в срок до 1 апреля 2002 года разработать и представить на утверждение в администрацию Сахалинской области порядок раннего оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций и аварий в системах теплоснабжения; управлению жилищно - коммунального хозяйства Сахалинской области (Русских Е.Г.) в срок до 1 апреля 2002 года разработать и представить на утверждение в администрацию Сахалинской области Положение об аварийном запасе топлива в Сахалинской области для нужд коммунальной энергетики; комитету экономики Сахалинской области (Малахов И.П.) предусмотреть в проекте сметы внебюджетного фонда Сахалинской области на 2002 год средства в размере 300 тыс. долларов США на реализацию мероприятий 1 этапа по созданию системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области; главному финансовому управлению Сахалинской области (Новикова Н.М.) при распределении резервного фонда на подготовку муниципальных образований к зиме учесть, что средства в размере 15,9 млн. рублей будут направлены на создание аварийного запаса топлива в Сахалинской области для нужд коммунальной энергетики; рекомендовать ГУП «Сахоблремстройкомплект» (Ким Хон Ди) совместно с управлением жилищно - коммунального хозяйства Сахалинской области (Русских Е.Г.) создать мобильное подразделение быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области в составе ГУП «Сахоблремстройкомплект», обеспечив материально - техническое оснащение подразделения согласно приложению 2 и в пределах средств, выделенных на эти цели. Главному финансовому управлению Сахалинской области (Новикова Н.М.), комитету экономики Сахалинской области (Малахов И.П.) при формировании прогноза консолидированного бюджета области и проекта сметы внебюджетного фонда на 2003 год предусмотреть целевые средства на финансирование расходов по выполнению мероприятий II этапа создания системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области. Контроль за выполнением настоящего распоряжения администрации Сахалинской области возложить на вице-губернатора области. [6, 7]