Введение 3
1. Сущность и значение «русской идеи» для российского социума 5
2. Развитие «русской идеи» в истории философии 8
3. Русская идея в творчестве Н.А. Бердяева, H.O. Лосского и Г.П. Федотова 11
Заключение 25
Список использованных источников 28
Читать дальше
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.
1. Русская идея отражает и выражает смысл су¬ществованияРоссии вмире, ее планетарную миссию и место в системе мировых цивилизаций.
2. Русская идея выражает воззрения на судьбу России, особенно ее будущее, в контексте уникаль¬ной героической и трагической ее истории.
3. Русская идея олицетворяет место и роль русского народа в создании, развитии России и в целом в ее судьбе. Русский народ со всеми своими национально-психологическими чертами выступает как до¬минантный субъект русской идеи, заключает в себе тот особый, не имеющий аналогов у других народов, духовно-нравственный потенциал, неоднократно ре-ализовывавшийся вистории России и дающий нам надежду на оптимистичную перспективу российскомренессанса.
4. Русская идея –это идея не только о России и русском народе. Она выражает объективно сложив¬шуюся втечение столетий общность исторической судьбы русского народа и других народов России. Эта общность базируется на социально-этнических, конфессионально-исторических (историко-религиозных) и геополитическихфакторах. России нет и быть не может вне содружества российских народов, как немыслимо и бытие этих народов вне России.
5. Все отмеченное выше синтезируется в таком феномене и отражающем его понятии, как общенациональноесознание исамосознание (общественное сознание) русского этноса и неразрывно связанныхc ним других этносов России. Общественное сознание российских народов не может не объективиро¬ваться вроссийской культуре, являющейся важней¬шим слагаемым русской идеи.
6. Религия и теология, в принципе, входят орга¬нически вкультуру, прежде всем духовную культу¬ру, любом народа. Православное христианство и пра¬вославное богословиевместе сдругими конфессиями и конфессиональными учениями, органично вписы¬ваясь вроссийскую культуру, не просто одухотворя¬ют русскую идею, но являются ее духовно-нравственнымбазисом. Именно он способен стать генератором возрождения, которого ждут народы России.
7. Русская идея фокусирует в своем содержании не только внутренние процессы российского социо¬культурного игосударственно-политического разви¬тия; начиная с эпохи Средневековья и до наших дней русская идея и ее интеллектуальные выразители не¬изменно обращали самое серьезное внимание на от¬ношения России и ее народов с другими народами и государствами мира. При этом неизменным эпицентромбыла иостается проблема «Россия –Запад».
Представленные нами некоторые слагаемые русской идеи исследовались и освещались в той илииной степени и в различных интерпретациях и объемахотечественными мыслителями, прежде всего фи-лософами, литераторами, историками. Эти слагаемые можно условно квалифицировать как концептуально-теоретический уровень в содержании русскойидеи. Это наше отечественное культурологическое наследие, несмотря на смену эпох исоциально-политических систем, не стареет и тем более не уходит в небытие. Наоборот, с учетом определенной коррекции оно сохраняет свое мировоззренческо-концептуальноезначение. Более того, при разработке общероссийской национально-государственной идеипредставленные выше слагаемые русской идеи могут стать ее ядром.
B содержании русской идеи наличествует также и эмоционально-психологический уровень. Не слу¬чайно И.A. Ильин называл русскую идею «идеей любящего сердца». Эмоционально-психологическийуровень русской идеи предполагает любовь к своему Отечеству, веру в свой народ, осознание его вклада в мировую культуру и основанное на этом чувство национального достоинства. Все это заключается в обозначенном уровне содержания русской идеи. Однако достаточная полнота этого уровня возможналишь при условии дополнения названных социaльных чувств осознанием грехов и слабостей своего Отечества, его исторических ошибок и просчетов,национально-психологических недостатков своегонарода, болью и горечью от этого и, конечно же, стремлением способствовать хотя бы в минималь¬ной степени духовному оздоровлению России. В та¬ком социально-нравственном комплексе и заключается истинный патриотизм. Поэтому русская идея яв¬ляется всегда персонифицированным феноменом, по крайней мере, такой она должна быть.
?
Читать дальше
1. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Пресс, 1990. – 590 с.
2. Большаков В.И. Грани русской цивилизации. М.: Знание, 1999. – 80 с.
3. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.: Союз, 1989. – 475 с.
4. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948–1954 годов: В 2 т. Т. 1. М., 1992. – 380 с.
5. Ильин И.А. О России. М.: Знание, 1991. – 320 с.
6. Ильин И.А. Наши задачи. М.: Академия, 1993. – 667 с.
7. Ильин И.А. О расчленителях России. - Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. М.: Наука, 1998. – 230 с.
8. Ильин И.А. Наши задачи // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Наука, 1992. – 540 с.
9. История философии: Запад– Россия –Восток. Кн. 3. М.: Высшая школа, 1998. – 490 с.
10. Лосский Н.О. Характер русского народа //Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Пресс, 1991. – 230 с.
11. Назаров М.В. Тайна России. ИсториософияXX в. М.: Роспечать, 1999. – 286 с.
12. Русская идея: Словарь /Авт.-сост. М.А. Маслин. М.: Мир, 1992. – 760 с.
13. Русская философия: Словарь // Авт.-сост. М.А. Маслин. М.: Глобус, 1995. – 244 с.
14. Поппер К. Открытое общество и его враги: Соч.: В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. М.: Весна, 1992. – 340 с.
15. Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века // Новый мир. 1994. № 7. – С. 23-29.
16. Солженицын А.И. Россия в обвале. М.: Наука, 1998.- 330 с.
17. Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Союзпечать, 1989. – 280 с.
18. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. Т. 1. СПб.:София, 1991. – 790 с.
19. Федотов Г.П. О национальном покаянии // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Т. 2. СПб.: Питер, 2009. – 390 с.
20. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. М.: Владос, 1990. – С. 20-51.
21. Федотов Г.П. Национальное ивселенское // О России и русской философской культуре. М.: Владос, 1990. – С. 400-480.
22. Федотов Г.П. Социальный вопрос исвобода // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. СПб.: Питер, 2001. – С. 52-73.
23. Хомяков А.С. Соч.: В 2 т. Т. 1: Работы по историософии. М.: Академия, 1994. – 611 с.
24. Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. М.: Инфра, 2000. – 272 с.
Читать дальше