На основании рассмотренных вопросов темы сделаем следующие выводы.
Понятие "терроризм" объединяет два самостоятельных понятия - "террористический акт" и "преступления, содействующие террористической деятельности" и не ограничивается лишь составом преступления, предусмотренным ст. 205 УК РФ. Террористический акт (ст. 205 УК РФ) является лишь одним из возможных проявлений терроризма. На наш взгляд, указанное понимание терроризма наиболее соответствует и понятию международного терроризма, под которым, как известно, понимается совокупность конкретных террористических деяний (преступлений), в которых он может проявляться.
Вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что: 1) смысловое и правовое значения (содержание) терминов "террор" и "терроризм" различны; 2) существуют как минимум два понятия терроризма: социально-политическое (общеправовое) и криминологическое (как вид преступности), которые все еще нуждаются в дополнительных разработках; 3) собирательное понятие "терроризм", включающее в себя совокупность преступлений насильственного характера, объединяет два самостоятельных понятия: "террористический акт" и "преступления, содействующие террористической деятельности"; 4) террористический акт (ст. 205 УК РФ) - уголовно-правовое понятие и как преступное деяние является лишь одним из возможных проявлений терроризма.
Считаем необходимым выделить следующие признаки терроризма:
1) в отношении противостоящей стороны применяется насилие в той или иной форме либо угроза использования такового;
2) угроза насилия или само насилие сопровождаются устрашением, направленным на частичную или полную деморализацию объекта воздействия;
3) двойственный характер объекта террористического воздействия:
- непосредственный объект - общественная безопасность, через которую может быть оказано воздействие на конституционный строй либо один из его элементов (территориальная целостность, порядок управления, экономическая мощь и т.д.);
- дополнительный объект, которым могут быть материальные объекты, некоторые категории граждан, иностранные граждане, лица без гражданства, определяемые по политическому, социальному, национальному, религиозному или иному принципу (статусу) либо заранее конкретно не определенные случайные люди.
По уголовному законодательству терроризм должен иметь определенный характер и четкие границы. Указанное требование вытекает из формальности права и необходимости установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности. Как известно, в уголовном праве таким основанием является совокупность признаков состава преступления, которая однозначно и недвусмысленно должна характеризовать конкретное общественно опасное деяние как преступление. При этом отличие деяния и состава преступления состоит в том, что деяние - это форма преступного поведения, а состав преступления - это юридическая модель, включающая описание в законе конкретных признаков преступления.
Таким образом, указанные признаки должны быть отражены в ст. 205 "Терроризм" УК РФ. Потребует изменения и ст. 63 УК РФ, где к обстоятельствам, отягчающим наказание, нужно добавить "совершение преступления террористического характера".
Исходя из сказанного, можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию нормативного правового определения терроризма:
- признать терроризм особым видом преступления, представляющим исключительную опасность для государства, направленным против основ конституционного строя, посягающим на безопасность государства, общества и личности, выделив в УК все террористические составы преступлений в самостоятельный раздел VIII.1 "Преступления против безопасности личности, общества и государства", определив нормативно и закрепив для целей уголовного законодательства понятия "личная", "общественная" и "государственная" безопасность;
- признать деяния (финансирование заведомо террористической организации, вербовка, вооружение, обучение и использование террористов, организация незаконного вооруженного формирования для совершения террористической акции) специфическими формами приготовления, организации, подстрекательства и пособничества, внеся соответствующие дополнения в УК, предусмотрев ужесточение санкций за подобное содействие. При этом в качестве отягчающих вину обстоятельств рассматривать факт установленной организационной связи физического лица с террористической организацией;
- установить, что террористический акт образуют предусмотренные УК преступления, когда они преследуют террористические цели, а в число возможных объектов террористических посягательств, с учетом замечаний, сделанных выше, включить физическое лицо. Рассматривать при этом террористический акт как сложное преступление, имеющее два объекта преступных посягательств. Первичный объект - личные и (или) общественные отношения (объект воздействия - физическое лицо, их группа или организация, материальный объект). Вторичный - отношения в области обеспечения государственной безопасности (объект управления тот или те, кто могут принять решение и совершить действие либо бездействие, необходимое террористам);
- установить, что в случае доказательства в процессе судебного разбирательства террористических целей преступного посягательства физическое лицо признается террористом (когда речь идет о террористических актах) или организация признается террористической (когда речь идет о террористической деятельности или деятельности террористического характера), это будет являться отягчающими вину обстоятельствами. Или можно ввести общую норму, устанавливающую конкретные пределы ужесточения соответствующих мер пресечения.
Таким образом, можно предложить следующую редакцию уголовно-правовой квалификации террористического акта.
"Статья 205. Террористический акт
1. Совершение деяния, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом, если это деяние совершено в целях понуждения органа государственной власти или местного самоуправления, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от него и (или) нарушить государственную безопасность, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
2. Деяния, ответственность за которые предусмотрена частью первой настоящей статьи, если они совершены неоднократно или организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией) и (или) в местах массового пребывания людей, а равно сопряжены с использованием атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, участвующее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам государственной власти или местного самоуправления или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления".
Еще раз обратим внимание, что при этом необходимо закрепить для целей уголовного законодательства понятия "личная", "общественная" и "государственная" безопасность.
Кроме этого, следует внести изменения в ст. 205.1 УК, поскольку ее название ("Содействие террористической деятельности") не в полной мере отвечает ее же диспозиции, а также вступает в противоречие с положениями ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" и обязательствами, принятыми при ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, которые предусматривают криминализацию вербовки и подготовки террористов. Вовлечение в незаконное вооруженное формирование, а равно и другую преступную деятельность, предусмотренную ст. 211, 277, 278, 279 и 360 УК, может рассматриваться как содействие террористической деятельности, что позиционируется ст. 205.1 УК, только в случае осуществления упомянутой преступной деятельности для организации террористического акта.
Исходя из положений ст. 12 УК РФ, касающихся действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, представляется целесообразным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 35-ФЗ слова "преследует на своей территории" заменить словами "осуществляет уголовное преследование". Данное изменение также будет способствовать соблюдению однообразия терминологического аппарата и соответствовать изменениям, внесенным в 2006 г. в отечественное законодательство Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму".
Своевременное устранение выявленных нами недостатков законодательного регулирования противодействию терроризму, несомненно, должно способствовать повышению эффективности не только правовой регламентации в данной сфере, но и практической деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Мероприятия государственного управления в области повышения антитеррористической защищенности населения, объектов транспортной инфраструктуры, городского хозяйства, социальной сферы и спорта, уникальных, высотных и подземных сооружений.
выявление, предупреждение и пресечение преступной деятельности лиц, организованных групп и организаций, связанных с международными террористическими организациями, а также оказывающих им финансовую и иную помощь;
выявление и пресечение деятельности этнических преступных группировок, используемых в террористических целях;
пресечение функционирования каналов незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и других средств для проведения террористической и иной противоправной деятельности.
проведение комплексных и тематических проверок предприятий оборонных отраслей промышленности, науки, критически важных, потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения города Москвы с целью выявления и устранения условий, способствующих проведению в отношении них диверсионно-террористических актов, хищению взрывчатых, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов и патогенных микроорганизмов;
проведение совместных учений и тренировок на объектах возможных террористических устремлений по отработке взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и правоохранительных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
проведение мониторинга объектов городского жилищно-коммунального хозяйства на предмет выявления причин и условий, способных привести к чрезвычайным ситуациям и иным негативным последствиям;
оснащение комплексными системами и средствами безопасности объектов транспортной инфраструктуры, городского хозяйства и жилого фонда, социальной сферы и спорта, уникальных, высотных и подземных сооружений, в том числе системами теле- и видеонаблюдения, контроля и управления доступом, пожарной сигнализации и другими.