Введение 3
Глава 1. Основы манипулирования 4
1.1 Понятие и приемы манипулирования 4
1.2 Разница между манипулированием и речевым воздействием 12
1.3 Приемы защиты от манипулирования 17
Глава 2. Методы манипулирования в сфере общественных отношений и их применение на практике 22
2.1 Методы манипулирования в PR 22
2.2 Этапы манипулирования в рамках PR 26
Заключение 32
Список использованных источников 35
Читать дальше
Слово «манипулирование» или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова manipulare и в своем первоначальном значении означало «управлять» в позитивном смысле - со знанием дела, оказывать помощь и т.д. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание.
Наиболее предрасположенными к угрозе подобного воздействия люди становятся в период относительной стабильности. Когда психика в течение какого-то времени не испытывает потрясений. Если в это время последует удар — то подобное будет иметь гораздо более существенные последствия, нежели чем произвести манипулятивную атаку в период, когда организм индивида (прежде всего его психика, его эмоциональное состояние) находится как бы на взводе.
Поднимая вопрос манипулирования психикой, почти наверняка следует обратить внимание, что фактор манипуляций психикой фактически не так-то и легко определить. Психика индивида чаще всего улавливает то, что до этого базировалось (имело распространение) в ней посредством навязываемых (зачастую обществом, то есть системой культурного наследия) стереотипов.
Языковое манипулирование — это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи.
Допустимыми целями в применении манипулирования средствами речевой коммуникации могут быть все те положения, которые принесут положительный эффект.
Основное различие между речевым воздействием и речевым манипулированием является:
- форма речевой подачи информации: при манипулировании информация, которая склоняет человека к тому или иному действию, подается в скрытой форме, заставляя человека думать, что это его решение. В случае речевого воздействия;
- форма открытая, поэтому человек имеет возможность поддаться или не поддаться этому воздействию.
- сфера использования манипулирования: политика, реклама и другие сферы, которые связаны с необходимостью точного воздействия на публику и его агитацией. Речевое воздействие используется в повседневной жизни и оказывает влияние не на подсознание человека, а апеллирует к его уму (аргументирование, убеждение).
Для того, чтобы уйти от манипулирования необходимо сделать следующее:
1. Откажитесь от языка, на котором говорит с вами манипулятор.
2. Включите здравый смысл.
3. Большинство стереотипов, которые используют манипуляторы, сильно окрашены эмоционально. Раскачать чувства - для манипулятора половина успеха. Поэтому общим правилом можно считать: увидев, что почему-то давят на какое-то твое чувство, следует на время сознательно притупить это чувство.
Элементами манипуляции являются:
? «Фигура умолчания».
? «Точка опоры»
? «Рычаг» (манипулятор).
? «Подставное лицо».
? «Ложная цель».
? «Отвлекающий маневр».
Допустимыми приемами манипуляции в PR являются следующие:
? Первый прием допустимой манипуляции называется «прием умолчания». В соответствии с ним из PR-текста изымается любая нелицеприятная или невыгодная для клиента информация.
? Второй прием называется «прием перестановки акцентов». В соответствии с ним, все неважные для целевой аудитории, но выгодные для клиента, факты подаются как основные, выпячиваются в тексте и ставятся в его начало, в то время как те, которые менее выгодны, упоминаются вскользь.
? Третий прием – «привлечение авторитетного посредника». Этот способ часто величают модным иностранным словом testimonial, которое с английского языка переводится как «рекомендация, характеристика, рекомендательное письмо».
? Четвертый прием – «подгонка опросов и рейтингов». При создании опросов для получения нужного вам результата опрашивается тот круг лиц или та социальная прослойка, которая даст заведомо выгодный для вас ответ.
? Пятый прием – «подборка цитат». Российские издательства ежегодно выпускают великое множество сборников цитат великих людей. Каждый, кто хоть раз держал в руках подобную книгу знает, что цитату можно найти в подтверждение абсолютно любого мнения или тезиса.
На пути к созданию паблисити управление информационными потоками в СМИ проходит четыре основных этапа:
– начальный этап – это формирование собственного информационного потока.
– на втором этапе необходимо сегментировать информационный поток с последующим манипулированием информацией.
- на третьем этапе необходимо наладить приоритетную поставку информации и информационное партнерство.
- наконец, на четвертом заключительном этапе, когда информационное партнерство со СМИ налажено, и вы можете с некоторой долей спокойствия внедрять нужную вам информацию, необходимо оптимизировать форму и стиль подачи материала.
Читать дальше
1. Научная литература
1.1 Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис. - Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
1.2 Герасимов В.М Психология парламентаризма// В.М. Герасимов, А.А. Деркач, А.С. Косопкин, Т.И. Нефедова. - М., 2009.
1.3 Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия./ Г. Грачев, И. Мельник. - М.: Юнити-Дана, 2008
1.4 Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита./ Е.Л. Доценко. - М., 2007.
1.5 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2009.
1.6 Королев B.C. Вперед к успеху!: Дайджест работ Д. Карнеги. / В.С. Королев - Ростов-на-Дону, 2002.
1.7 Леонтьев А.О. Психологические особенности лектора./ А.О. Леонтьев. - М, 2001.
1.8 Остин Дж. Избранное./ Дж. Остин. - М., 2009.
1.9 Почепцов Г.Г. Коммуникативные аспекты семантики./ Г.Г. Почепцов. - Киев, 2007.
1.10 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика./ Д. Слобин, Дж. Грин. - М., 2006.
1.11 Стернин И.А. Введение в речевое воздействие./ И.А. Стернин. - Воронеж, 2001.
1.12 Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология ма-нипулирования).// В.П. Шейнов. - М.: Изд-во АСТ, 2001.
1.13 Шиллер Г. Манипуляция и запрограммированное сознание // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход: Учебное пособие. /Г. Шиллер/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Са¬мара: ИД «Бахрах-М», 2001.
2. Статьи
2.1 Бритков В., Дубовский С. Информационные технологии в национальном мировом развитии. /В. Бритков, С. Дубовский.// Общественные науки и современность. №1, 2000.
2.2 Быкова О.Н. Языковое манипулирование: Материалы к энцик-лопедическому словарю «Культура русской речи» / О.Н. Быкова // Теоретиче¬ские и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Россий-ской риторической ассоциации. Вып. 1 (8). - Красноярск, 2009.
2.3 Иванов Л.Ю. Пиар есть пиар - примеры речевой манипуля¬ции в новом российском политическом дискурсе/ Л.Ю. Иванов// Sprach. Literat-ur. Politic. Ost- undSudosteuropaimWandel. (hgg.B.Symanzik, G.Birkfellner, A.Sproede).Hamburg, 2004.
2.4 Лисоченко Л.В. Убеждение как назначение судебной речи в дидактическом и методическом освещении/ Л.В. Лисоченко // Личность, речь и юридическая практика. - Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 6.
2.5 Седов К.Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии / К.Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов, 2003. Вып. 2.
2.6 Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория / Е.Ф. Тарасов //Оптимизация речевого воздействия. - М., 2010.
Читать дальше