Если не знаете, где купить курсовую работу на заказ в Томске , обратитесь в Work5.
. Фрейнденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально - загруженной атмосфере организации. Первоначально под термином «выгорание» подразумевалось состояние изнеможения. Позже симптоматика всё больше расширялась, и учёные стали связывать это явление с психосоматическим состоянием. В настоящее время исследователи выделяют более 100 симптомов эмоционального выгорания. В нашей стране понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологическую практику не так давно, и, проблема, как считается, не получила должного внимания. Синдром эмоционального выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий. Именно сотрудники этих профессий по роду службы много и интенсивно общаются с различными людьми, знакомыми и незнакомыми, их профессиональная деятельность связана с чрезмерной нагрузкой в ситуациях напряженных межличностных отношений, повышенным уровнем ответственности в отношении принятия решений, касающихся безопасности жизни и здоровья людей. Профессиональная деятельность связана с потенциальной угрозой развития синдрома эмоционального выгорания. Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Помимо этого достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств, что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами. Одним из факторов, оказывающим влияние на синдром эмоционального выгорания сотрудников, является организационная культура организации, в которых они работают. Организационная культура может, как способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания, так и снижать уровень его выраженности. На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других. Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И, наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта. Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А. Маслоу, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей. Организационная культура является средством внешней адаптации и внутренней интеграции. Внешняя адаптация формирует положительный имидж предприятия, создает деловую репутацию, способствуя выгодным отношениям с партнерами и клиентами. Внутренняя интеграция позволяет сплотить персонал, идентифицирующий себя с организацией и работающий во благо общей организационной цели. Залогом эффективного управления строительным предприятием является его ориентация на рыночные условия хозяйствования и достижение соответствия организационной культуры современным требованиям и целям производства развитого предприятия. Актуальность исследования определяется теми принципиальными изменениями, которые испытывает в настоящее время организационная культура на уровне предприятия. Эти изменения связаны с существенным усложнением социальных организаций, трансформации социально-экономических связей и отношений, ростом организационного и культурного многообразия. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Организационная культура и выгорание работников». Цель исследования: изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности в зависимости от состояния организационной культуры. Объект исследования: процесс «эмоционального выгорания» сотрудников организации. Предмет исследования – условия «эмоционального выгорания» сотрудников организации. Гипотеза исследования формулируется следующим образом: организационная культура влияет на выгорание сотрудников предприятия. В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть природу организационной культуры. 2. Рассмотреть особенности синдрома эмоционального выгорания и его взаимосвязь с организационной культурой организации. 3. Разработать систему мероприятий, обеспечивающих снижения степени выгорания сотрудников. При решении указанных выше задач использованы следующие методы исследования: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» и личностные особенностей работников. Для исследования уровня эмоционального выгорания у работников была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В., проводились исследования по оценке организационной культуры (методика Ховштеда), выявлялась типология организационной культуры (методика Шейна), исследовалась степень выгорания по методике Маслач. Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах таких исследователей как Маслач К., Водопьяновой Н. Е., Старченковой Е. С., Шейна Э. и др. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, методами математический статистики – метод определения достоверных значимых различий средних величин по критерию Стьюдента и корреляционный анализ. Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций по изменению организационной структуры, системы мероприятий, обеспечивающих снижения степени выгорания сотрудников и повышения успешности организации.