Для того чтобы купить дипломную работу по праву не нужно никаких усилий. Просто заполните форму заказа и мы приступим к написанию вашего диплома.
. ХХ век с его мировыми войнами и оружием массового уничтожения вписал в историю свою особую страницу. Постижение и осознание такого сложного и противоречивого феномена человеческого существования невозможно без помощи искусства. Как на уровне целого народа. Так и на уровне отдельного человека – участника военных действий. По замечанию американского писателя Курта Воннегута: «Излечиться от войны невозможно. Можно только изживать этот опыт в своем творчестве. Искусство есть своего рода терапия, а произведения – лишь слепки с искалеченной души»[1]. Великая Отечественная война стала для нашего народа испытанием выносливости, силы духа и веры, которое не закончилось 9 мая 1945 года. Эта громадная, масштабная трагедия до сих переживается россиянами, новые поколения получают знания о ней из исторической и художественной литературы. И сегодня часто победу в этой войне трактуют как апофеоз могущества советского государства. В данной ситуации остро актуальными представляются исследования не самого феномена войны, но его отражение в сознании людей эпохи, нашедшее место в произведениях искусства того времени. Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток своего времени, вырастает из истории отечественной культуры и воспринимается в контексте ее прошлого и настоящего опыта. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Живая память о прошлом и является опорой человека в жизни. Тема морали, нравственных исканий традиционна для русской литературы. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передающую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими писателями в годы войны. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла творческих вершин. В прозе военных лет периода Великой Отечественной Войны можно констатировать усиление романтических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграла повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946). В конце 50-х появились книги М. Шолохова «Судьба человека» (1956) «Иван» В. Богомолова (1957), притчи Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Г. Бакланова «Пядь земли» (1959), роман К. Симонова «Живые и мертвые» (1959). За образец писателями этого поколения был взят толстовский принцип изображения войны. Аналитический дух «Севастопольских рассказов» вошел в отечественную литературу о войне XX в. – герои размышляют о войне, фиксируют происходящее вокруг и оценивают. Меняется в этих произведениях и отношение к боевым действиям: вслед за Толстым в них видят ежедневный неустанный труд. Часто предметом изображения становятся не боевые масштабные операции, а повседневный быт, угнетавшие бомбардировки, длящиеся часами. Также как и роман-эпопея «Война и мир» произведения писателей-фронтовиков полны зарисовок мирной жизни, воспоминаний, впечатлений. Жизнь и война связываются воедино. Именно в романе Толстого впервые историческое и частное было примирено. Произведения о Великой Отечественной войне этого периода рассматривают историческое событие в том же ключе, через повседневность, конкретность, субъективность обычного человека. Можно говорить и о том, что писатели-фронтовики продолжали традицию исповедальности. Честная рефлексия, фиксирование всех душевных переживаний, моментов выбора и столкновения со смертью. Мотив исповеди особенно логичен в произведениях о войне, где на каждом шагу поджидает человека смерть, и каждая мысль может стать последней. Подобная ситуация нагнетает ощущения, которые выливаются на страницы внутренним монологом главного героя. С наибольшей резкостью новые начала военной прозы проявились в повестях того направления, которое можно назвать, используя термин Бочарова А.Г., прозой психологического драматизма, то есть «сочетанием суровости военных событий и вызванных этими событиями напряженных душевных драм»[2]. Название повести Г. Бакланова «Пядь земли» словно отражало полемику с предыдущими панорамными романами. Название говорило о том, что происходящее на каждой пяди земли демонстрировало всю силу нравственного подвига народа. В это время выходят повести «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Журавлиный крик», «Третья ракета» В.Быкова. В этих повестях был сходный центральный герой — как правило, молодой солдат или лейтенант, сверстник самих писателей. Все повести отличались максимальной концентрацией действия: один бой, одно подразделение, один плацдарм, одна нравственная ситуация. Такой узкий взгляд позволял контрастнее высветить драматические переживания человека, психологическую правду его поведения в условиях достоверно показанного фронтового быта. Были схожи и драматичные эпизоды, составляющие основу сюжета. Главным критерием ценности человека у прозаиков этого направления стало: трус или герой. Но при всей непримиримости разделения персонажей на героев и трусов писатели сумели показать в своих повестях и психологическую глубину героизма и социально-психологические истоки трусости. Рядом с прозой психологического драматизма устойчиво развивалась порой в открытой полемике с ней эпическая проза, например, «Война» Стаднюка, «Блокада» Чаковского. Произведения, нацеленные на широкий охват действительности, разделились по типу повествования на три группы. Первый тип принято называть информативно-публицистическим: в них романическая история, захватывающая многих персонажей на фронте и в тылу, смыкается с документальной достоверностью изображения деятельности Ставки и высших штабов. Обширная панорама событий была воссоздана в пятитомной «Блокаде» А. Чаковского. Действие перебрасывается из Берлина в маленький городок Белокаменск. Из бункера Гитлера в кабинет Жданова, с передовой на дачу Сталина. С событийной точки зрения вступают в действие самые разные социальные слои — военные, дипломаты, партийные работники, рабочие, студенты. Стилевой доминантой романа явилось художественное осмысление и воспроизведение исторических событий, основанное на ставших доступными документах, мемуарах, научных публикациях. Из-за остро проблемного, публицистического характера романа вымышленные действующие лица оказались в большей мере социальными типами, социальными ролями, чем художественно своеобразными, самобытными типами. Критика отметила в романе некоторую затерянность героев в вихре событий большого масштаба, ради изображения которых был задуман роман. Тоже относится и к его роману «Победа» и к трехтомной «Войне» А. Стаднюка, повторившей те же принципы, которые были опробованы Чаковским, но уже не на материале Ленинградской обороны, а Смоленского сражения. Вторую ветвь составили романы панорамно-семейные. («Вечный зов» А. Иванова, «Судьба» П. Проскурина). В центре произведения не исторический документ или образы государственных деятелей, а жизнь и судьба отдельной семьи, которая разворачивается на протяжении многих, а иногда и десятков лет на фоне крупных исторических потрясений и событий. И третий тип — это, например, романы К. Симонова «Живые мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». В этих произведениях нет стремления охватить как можно более широкое поле исторических событий и действия всех социальных прослоек, но в них есть живая соотнесенность частных судеб с коренными проблемами народного бытия. Так проявлялись в произведениях о войне важные идейно-стилевые процессы, среди которых можно выделить усиление интереса к судьбе простого человека, замедленность повествования, влечение к развитой гуманистической проблематике, к общим вопросам человеческого бытия. С некоторой долей условности можно прочертить такой пунктир движения военной прозы: в первые послевоенные годы — подвиг и герой, затем более объемное, тяготеющее к полноте изображение человека на войне, далее пристальный интерес к гуманистической проблематике, заложенной в формуле человек и война, и, наконец, человек против войны, в широком сопоставлении войны и мирного бытия. Еще одним направлением прозы о войне стала документальная проза. Примечательно усиление интереса к таким документальным свидетельствам о судьбе человека и участи народа, которые по отдельности носили бы частный характер, но в своей совокупности создают живую картину. Особенно много сделали в этом направлении О. Адамович, составивший сначала книгу записей рассказов жителей случайно уцелевшей деревни, истребленной гитлеровцами «Я из огненной деревни». Затем вместе с Д. Ганиным издали «Блокадную книгу», основанную на устных и письменных свидетельствах ленинградцев о блокадной зиме 1941-1942 годов, а также произведения С. Алексеевича «У войны не женское лицо» (воспоминания женщин- фронтовичек) и «Последний свидетель» (рассказы детей о войне). Исследователь Н.М. Лейдерман предлагает несколько иное видение типов произведений о войне. Он выделяет две тенденции развития: первая состоит в продолжении героико-романтической линии, зародившейся еще во время войны. Например, Э. Казакевич в «Звезде» и в повести «Двое в степи» придает общему героическому настрою философский пафос, который освещает повседневный быт войны. Вторая тенденция берет свое начало от произведения В. Некрасова «В окопах Сталинграда», которое исследователь считает программным произведением «психологического натурализма»[3]. Эта тенденция зародилась еще в годы войны в лирике поэтов фронтового поколения. Психологический натурализм полемизирует с возвышенно условной романтической поэтикой и парадным изображением войны. Бытовые обстоятельства ломают идеологические стереотипы. Произведение В. Некрасова «В окопах Сталинграда» занимает особое место в военной прозе. «Лейтенантская проза» продолжала традиции романа Виктора Некрасова. Особая судьба и у повести К. Воробьева «Это мы, Господи». Она была написана в 1943 году, а опубликована лишь через десять лет после его смерти, в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену несет в себе автобиографичность и сейчас высоко оценивается по сопротивляемости духа как явление, родственное разве что роману В. Семина «Нагрудный знак “ОSТ”». Исследуя литературу, посвященную творчеству этих авторов, следует отметить, что если произведения, содержащие биографии писатедей, стали появляться сравнительно недавно, то масштабные исследования, посвященные этим произведениям военного периода, вовсе редки. В рамках настоящей работы мы проведем сравнительное исследование поэтики двух произведений, сопоставив их исповедальный пафос. Общая тема произведений – война – дает возможность углубленного анализа и сравнения художественных приемов, используемых авторами, а также авторских установок и точек зрения. Целью настоящей работы становится анализ отражения темы войны в послевоенной прозе на примере произведений В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и К. Воробьева «Это мы, Господи!..». Постановка цели определила выдвижение ряда задач: 1. Проанализировать основные приемы раскрытия, традиции изображения темы войны в русской литературе; 2. Выделить основные тематические и идеологические особенности послевоенной прозы; 3. Изучить тематику и проблематику произведений о войне, приемы создания образов героев в повестях В. Некрасова и К. Воробьева. Объектом настоящего исследования являются произведения послевоенной литературы, а предметом – отражение в них темы войны. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материал может быть использован в вузовской и школьной практике. Структура работы обусловлена целью и задачами, работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка литературы, имеющего 24 наименования. Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется расцвет русской литературы в военное и послевоенное время. Глава 1. Путь героя и духовное открытие личности в повести К. Воробьева «Это мы, Господи!..» как процесс познания себя