В работе была рассмотрена и проанализирована одна из важнейших проблем современной экономики – качество продукции и пути его повышения.
В данной курсовой работе были рассмотрены понятия качества продукции и конкурентоспособности, изучены подходы к управлению качеством в Зарубежных странах, определена эффективность повышения качества.
Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно - технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге - уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.
Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации).
Основным средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность повышать цену продукции, обеспечивая при этом выгоду потребителю.
Оценка качества изделий представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.
Конкурентоспособность является интегральным показателем развития экономики на уровне государства, отраслей, регионов, предприятий, экономических, научно-технических, качественных, экологических характеристик товаров (продукции, услуг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состояние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, соответствуют международным стандартам и являются конкурентоспособными на международных рынках.
Объектом исследования был выбран является ФГУП НТЦ «ЭЛЕКТРОНТЕХ» РАН .
Качество создается и поддерживается на всех этапах, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, то есть с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция, имеющая сертификат соответствия международным стандартам, открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки и служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественной продукции является главным источником существования любого предприятия, и получения им
В ходе анализа эффективности использования основных производственных фондов предприятия были определены показатели ее характеризующие (фондоотдача, фондоемкость и др.) за период 2007 – 2009 гг. и приведены основные технико-экономические показатели, на основании которых и был проведен анализ.
В заключение финансово-экономического анализа можно сделать вывод о том, что в целом финансовое состояние можно оценить как стабильное, но не очень устойчивое. В результате анализа экономических показателей предприятия выявлено: валовая прибыль возросла с 2006 по 2009 на 45%, дебиторская задолженость возросла на 1 576 000, рентабельность продаж выросла почти в два раза, обеспеченность собственными средствами значительно снизилась за представленный период.
Таким образом, предприятию необходимы мероприятия по снижению затрат и увеличению качества продукции для завоевывания новых клиентов.
В результате анализа существующей системы управления качеством продукции на ФГУП НТЦ «Электронтех» РАН, были выявлены слабые места в управлении качеством продукции, в частности на предприятии нет подразделения, который мог бы заниматься более тщательным контролем за поставляемыми комплектующими, что могло бы значительно повысить качество выпускаемой продукции, за счет снижения количества брака;
Наличие резервов, выявленных в процессе анализа, позволяет принимать решения о совершенствовании системы управления качеством продукции. В качестве предлагаемых направлений совершенствования системы управления качеством выступили нижеприведенные мероприятия:
? Повышение уровня удовлетворения запросов внешних и внутренних потребителей;
? Построение системы взаимоотношений с внешними и внутренними поставщиками, основанную на фактических данных и системном контроле качества.
? Организация мероприятий по снижению брака продукции.
? Создание и внедрение нового отдела по контролю качества комплектующих изделий
? Введение должности управляющего по развитию качества.
? Разработка организационно-функциональной структуры системы качества.
Был рассчитан экономический от внедрения мероприятий по улучшению системы качества. И так, для создания отдела потребуется 79,528 млн. руб. Однако по экспертным оценкам можно предположить, что при создании нового отдела можно сократить брак на 10%. За 2009 год потери от брака НТЦ составляют 16, 204 млн. руб., следовательно, НТР может сэкономить:
(10% /16, 204) ?100% = 6,171 млн. руб.
А совершенствование системы премирование в области качества станет основным стимулом для производства качественной и конкурентоспособной продукции.