Введение
1. Зарождение финансового права за рубежом и в России
2. Наука финансового права в СССР
3. Основные черты финансового права наших дней
Заключение
Список использованных источников
Читать дальше
Современное финансовое право, пусть пока только доктринально,
находится в процессе «переполюсовки»: стоявшие на защите прав государства,
обеспечивавшие приоритет публичных целей перед целями и интересами
частными, институты финансового права все более и более ориентируются все
тем же государством на защиту прав и интересов юридического или физического
лица. Явление, замеченное в других отраслях права, - стремление к защите
интересов слабой стороны в ее отношениях с сильной стороной имеет огромные
перспективы в сфере регулирования именно финансовых отношений - не столько
потому, что роль сильной стороны публичной власти более не требуется,
сколько вследствие отказа государства от прямого властвования и его
заинтересованности в развитии экономической самодеятельности и
экономического самоуправления, что невозможно без обеспечения юридической
автономии участников хозяйственного оборота от государства.
Эта тенденция позволяет по-другому взглянуть на отдельные институты
финансового права в их системе. В области налогового права заметна
тенденция к использованию налогов в качестве средства защиты имущественных
интересов налогоплательщика от давления финансовых органов, направленного
на увеличение доходов бюджета; при этом обеспечивается свободное
распоряжение доходами и прибылями за пределами сумм, причитающихся к
перечислению в бюджет. В последние годы существенно повышены гарантии прав
налогоплательщиков от незаконно вводимых сборов, завышения налогов,
налогового администрирования, подчас перерастающего в «налоговый
терроризм».
Бюджетное право помимо существенного уточнения полномочий участников
бюджетного процесса обогатилось признанием отношений по финансированию из
бюджета обязательствами, складывающимися между государством-должником и
получателем бюджетных ассигнований - кредитором; получили необходимую
юридическую определенность межбюджетные отношения и ответственность за
нецелевое использование средств бюджета. Получает развитие судебная защита
финансовых интересов Российской Федерации, субъектов Федерации,
муниципалитетов в бюджетной сфере.
Значительный прогресс наблюдается в области правового регулирования
государственного (публичного) долга, прежде всего в том, что правовые
отношения, опосредствующие публичный долг, приобретают самостоятельное
законодательное регулирование, не сводимое к бюджетному праву. Большая
группа разновидностей финансовых обязательств, должником по которым
выступает публичная власть, приобрела за последние годы существенную
правовую определенность, позволяющую считать государственный (публичный)
долг отдельной подотраслью финансового права.
Правовым феноменом последнего десятилетия стало стремительное
формирование отдельной подотрасли - эмиссионного права. Кредитно-расчетное
обслуживание народного хозяйства, будучи традиционно предметом гражданско-
правового регулирования, в совокупности с валютным контролем, мерами
поддержания кассовой дисциплины, средствами противодействия легализации
противоправных доходов, регулированием деятельности коммерческих банков
постепенно выстраиваются в единый механизм эмиссии денежной массы (как
наличной, так и безналичной) и регулирования денежного оборота в стране.
В теории пока должным образом не оценена цементирующая роль институтов
эмиссионного права в системе финансового права. Представляется, что эмиссия
и регулирование движения денежной массы в конечном счете выполняют роль
центральной несущей конструкции для всего финансового механизма и,
следовательно, являются основным элементом системы финансового права.
Таким образом, намечающиеся изменения в доктрине российского
финансового права являются не чем иным, как последствиями второго порядка
изменения форм собственности, обеспечения свободы договора, внедрения новых
организационных форм ведения хозяйственной деятельности - всего того, что
олицетворяет сейчас новую экономическую модель. Это и следствие
необходимости приведения методов и способов регулирования финансовых
отношений к единым общеправовым стандартам, свойственным другим отраслям
российского права.
Читать дальше
1. Бетин О.И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления. М., 1999.
2. Гурвич А.М. Бюджетное право по законодательству РСФСР. М., 1919.
3. Демин А.В. Финансовое nраво. Предмет, метод, нормы и nравоотношения: • учеб. пособие. Красноярск, 1998.
4. Ефимова Л.Г. Банковское право. М., 1994.
5. Карамава О.В., Семенкова Т.Г. История русской экономической мысли: в 5 ч. Ч. 2. М., 1998.
6. Карасева М.В. Финансовые правоотношения. Воронеж, 1997.
7. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993.
8. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2001.
9. Кучеров И. И. Налоговое право зарубежных стран. М., 2003; Он же. Международное налоговое право. М., 2007.
10. Налоговое право: учебник 1 под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2005.
11. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. М., 2001.
12. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство. М., 1995.
Финансовое право 1 под общ. ред. М.А. Гурвич. М., 1940.
Химичева Н.И. Налоговое право. М., 1997.
Читать дальше