Церковь – совершенно особый вид зданий, не соотносимый с другими видами зодчества. Внешний и внутренний облик храма, его структура и формы – все подчинено православной символике и канонам.
Необходимо соответствовать не только архитектурным требованиям, но и духу православного богослужения. Православная церковь всегда была сильна приверженностью к традициям.
Тем не менее, процесс храмостроения никогда не был застывшей во времени архитектурой. В течение веков на Руси существовал непрерывный творческий процесс развития церковного зодчества. Вершины своего развития он достиг к началу ХХ века и был трагически прерван. В последние годы в России строится много новых церквей, восстанавливаются разрушенные храмы. Мы надеемся, что архитекторы и студенты, будущие зодчие, изучая опыт строительства церквей, проектируя и строя, постепенно возродят прерванную традицию русского храмостроения. Подводя итоги можно отметить следующее:
1. Приходской храм является наиболее общим и самым распространенным типом православного храма. Система приходов в России
была разрушена и в настоящее время начинает восстанавливаться, создаваться заново. Восстановление прерванной традиции храмового зодчества следует начинать именно с изучения архитектуры приходского храма, закономерностей его градостроительного и объемного решения.
2. Внешний и внутренний облик храма, его структура и формы, расположение различных богослужебных предметов - все подчинено глубокой православной символике и канонам. Необходимо соответствие архитектуры не только букве канона, но и духу православного богослужения.
3. Архитектура храмов России непрерывно развивалась. Последовательно видоизменялись объемно-пространственные формы храмов, создавались новые. Архитектура Петербурга не была оторвана от общего развития русского храмостроения, а явилась его логическим продолжением. Вобрав в себя западные формы, переработав их, в Петербурге в течении двух веков были выработаны новые объемно-пространственные решения православного храма. Опираясь на столичные новые объемные схемы церквей строили в 18-20 веках храмы по всей России.
4. Зарубежная архитектура 20-го века пройдя периоды функционализма и экспрессивных фантазий модернизма возвратилась к масштабной, вызывающей исторические ассоциации, конфессиональной архитектуре церквей. Архитекторам предстоит переосмысливать традиции русского зодчества, впитать влияние современной зарубежной архитектуры и достойно войти в мировую культуру.
5. Основной количественной характеристикой храма является: основная вместимость, определяемая как отношение пространства церкви с которого можно видеть и слышать службу у главного алтаря к площади занимаемой одним молящимся, равной 0,3м2. В зависимости от вместимости размеров, всецриходские храмы можно подразделить на четыре группы:
1 группа вместимость 75-300 человек - малые храмы сельских местностей, временные церкви предшествующие строительству основного храма, сопутствующие церкви при больших приходских храмах;
2 группа вместимость 300-750 человек - средние храмы обычно однопрестольные, хотя бы первоначально: наиболее характерны для городских окраин;
3 группа вместимость 750-1500 человек - большие храмы, многопрестольные церкви городских районов,
4 группа вместимость более 1500 человек - очень большие храмы, приходские соборы и расширенные перестроенные церкви центральных городских районов.
6. Система приходов формируется на основе естественного, стихийного стремления прихожан создать свой храм и регулируется ограничивающей ролью церковного руководства, которое требует строить достаточно капитальный дня данной местности храм. Для большого города оптимально необходимым является храм 3 типа. Здесь сочетаются достоинства большого храма, имеющего наибольшие возможности для ведения служб, окруженного достаточным количеством сопутствующих зданий и вместе с тем не теряется связь прихожан между собой и священником, что происходит в храме большей вместимости.
7. Выбор места для строительства новой церкви определяется:
1) религиозными традициями место разрушенной церкви, место знаменательного события религиозной или общественной жизни;
2) функциональным удобством территории - доступность, возможность
размещения всего приходского комплекса, возможность дальнейшего развития/; 3) эстетические качества местности / связь с природным окружением, как проявлением божественного начала/.
8, Приходской комплекс состоит из трех взаимосвязанных частей: культового комплекса, зданий общественно - просветительного назначения и хозяйственных построек. Только наличие всех трех групп построек обеспечивает нормальную жизнь приходского храма. Например, в Петербурге решали ансамбль приходского комплекса по одной из традиционных схем: "свободной", "регулярно-направленной", "центричной". Основными композиционными принципами решения современного приходского комплекса становится создание единого ансамбля всего комплекса и решение внутреннего пространства.
9. В работе выявлены наиболее функциональные распространенные схемы планов и соответствующие им объемы, устоявшиеся во времени и возможные для действующих приходских храмов настоящего времени,
.Для однопрестольных приходских храмов наиболее характерны следующие схемы формообразования:
• на основе единого объема, бесстолпного храма простой геометрической формы / круга, прямоугольника, восьмиугольника, креста/;
• на основе последовательного присоединения объемов* соответствующих трех частой структуре храма;
• на основе крестовокупольной системы;
• на основе зального типа храма.
Средние храмы П типа вместимостью от 300 до 750 человек могут быть построены по любой из названных схем. Для малых храмов I типа вместимостью 75-300 человек характерны только две первые схемы формообразования.
Архитектурные формы многопрестольных храмов рождаются из выбора сочетания схемы основного храма и способа присоединения придела для нее характерного. Приделы могут быть присоединены одним из четырех основных способов: присоединение к передней части храма к притвору, к галереям, к трапезной; к средней части храма; в едином объеме храма, так что все алтари располагаются по одной линии; поэтажно. Крестово-купольная схема является универсальной. Для решенных по этой схеме церквей возможны любые способы присоединения приделов. Приделы бесстолпного храма могут присоединяться к передней части к притвору, к галереям, к трапезной. К средней части храма крестообразно, в разных этажах. Зальный тип храма позволяет разместить алтари приделов е средней части храма или расположить алтари на востоке, в одну линию в главным алтарем. Многоцрестольные большие храмы Ш типа имеют наибрлыпее разнообразие плановых схем и объемных форм. Очень большие приходские храмы 4 типа, в силу своей специфики, основываются в основном из крестовокупольной или зальной схемы с характерным для них способом присоединения приделов.
В ходе проводимой нами работы мы опирались на научную литературу, посвященную особенностям архитектуры православных храмов.
Цель поставленной работы, при написании курсовой, считаем достигнутой. Нами были описаны отдельные детали Свято-Никольского храма, а также описана общая картина архитектурной церковной композиции. Мы обосновали, исходя из каких соображений пришли к выводу, почему именно к описанным выше стилям относится храм, а также иные постройки расположенные на территории.