Если ищите срочно онлайн дипломы , то обращайтесь на наш сервис.
. В группу риска попадают не только люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию - например, беженцы. Согласно заявлениям психиатров, около 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства. Психологические проблемы наблюдаются и у воспитанников приютов. Персонал подобных заведений должен быть готов с первого же дня пребывания ребенка в учреждении оказать ему помощь и начать психологическую работу. Решить проблему социальной и психологической реабилитации можно на самом первом этапе - попадании ребенка в приют. Это обстоятельство предполагает довольно острую постановку проблемы развития службы психологической помощи, подготовки квалифицированных специалистов, которые владели бы технологиями работы с детьми и подростками. В общем, эффективность социальной работы в приюте зависит от ряда показателей: экономического благосостояния, материальной базы, верности принимаемых управленческих решений, уровня педагогической, психологической подготовки. Уровень психологической помощи в социальной работе является одним из важнейших факторов ее успеха. Психологические средства могут помочь сформировать доверие ребенка как к конкретному специалисту, таки к родителям и обществу в целом. Немаловажное значение имеют и формирование у ребенка социальных отношений, в которых ключевыми выступают психологические компоненты: интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др. Практическая психология и ее методы становятся важнейшей частью социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления. Психологические основы социальной работы берут свое начало из теории личности. Суть социальной работы связана с типизацией личностей, и в соответствии с этим педагог-психолог определяет тактику и стратегию своего поведения. На практике широко применимой становится теория акцентуации характеров. К примеру, психолог выявляет положительные и отрицательные черты характера, определяет конфликтогенные ситуации, а после этого подбирает психотехнические упражнения и дает педагогические рекомендации. Уже довольно долгое время в практике социальной работы применяют психологические методы. Их психологическая сущность направлена, тем не менее, на совершенствование социума, решение задач социализации. Существенные результаты в социальной работе достигаются при помощи методов психодиагностики, которые решают разнообразные проблемы в определении социально-психологических характеристик личности. В социальной работе часто встречаются на практике психологические консультации. К ним прибегают родители, обращающиеся в социальный приют. В ходе социальной работы психолог помогает ребенку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать индивидуальность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы. Однако она не может проходить в одностороннем порядке, если у ребенка есть родители. Психологические консультации часто становятся выходом для семей, переживающих трудности. «Эффективность ресоциализации диктует необходимость социально-педагогического сопровождения каждого воспитанника с учетом его своеобразия и проблем, которые необходимо решить в процессе дальнейшего жизнеустройства»[1]. Несомненно, подобное сотрудничество на практике социологии и психологии сказалось и на теоритическом уровне их взаимодействия. В учениях ряда теоретических школ, которые существуют в современной психологии, развиваются и крепнут гуманистические тенденции, пропагандирующие веру в человека как высшее создание на Земле, возможность его успешного саморазвития и самосовершенствования. В рамках теории социальной работы также формируются новые парадигмы, которые оказываются тесно связанными с психологическими процессами. Сегодня квалифицированный специалист в области социальной работы должен иметь значительную психологическую компетентность и подготовленность. Отечественная педагогика и психология имеет традиции активного изучения проблем развития личности ребенка. Масштабные исследования проводились в 60-90-е годы XX века. Одними из основателей этого направления можно назвать Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Р. Гинзбурга, Л.Г. Десфронтейнес, И.С. Кона. Проблемы воспитания детей затрагивались в работах A.B. Мудрика, A.B. Петровского, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, а также ряда зарубежных исследователей, среди которых: П. Блос, М. Кле, X. Ремшмидт, Э. Эриксон и др. Уделялось внимание и развитию знания о девиантном поведении подростков. Этому посвящены работы следующих педагогов и психологов: М.Л. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Г.Г. Бочкаревой, Б.С. Братусь, А.Д. Глоточкина, И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, В.Г. Степанова, Л.Б. Филонова и др. Подробное изучение этих вопросов велось и в психологической области. Профилактика возникновения девиаций, механизмы раннего распознавания личностных изменений, которые ведут к девиантному поведению, разработка способов практического решения проблемы заставляла ученых работать над выявлением личностных особенностей, детерминирующих возникновение отклонений в поведении (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Е.В. Заика и др.). Вопросы перевоспитания несовершеннолетних освещены в работах М.А. Алемаскина, И.П. Башкатова, A.C. Белкина, Л.И. Беляевой, Л.М. Зюбина, А.И. Кочетова, И.А. Невского, В.М. Обухова и других. И в последние годы работа по данным направлениям не останавливалась. Психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по диагностике девиантного поведения: работы Ю.М. Антонян, В.М. Бехтерева, Е.Л. Иванова, Д.Д. Исаева, Д.Н. Исаева, А.Г. Ковалёва, И.С. Кона, В.Т. Кондратенко, А.Е. Личко, И.А. Невского, В.Ф. Пирожкова, Д.И. Фельдштейна и др. Проблема развития личности в воспитательно-образовательном процессе сохраняет значимость в психолого-педагогических исследованиях. Большинство исследователей (Т.В. Анохина, А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, А.Б. Добрович, ИВ. Дубровина, Л.А. Петровская, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значительную роль педагогов и психологов образовательного учреждения в личностном становлении воспитанника. В современных психологических концепциях делается акцент на том, что проблема развития личности воспитанников социальных приютов должна решаться целостно, что требует системного подхода к выявлению и учету особенностей самих детей и окружающей их среды до поступления в социальный приют. Необходимо понимание природы детских проблем и механизма их формирования (Л.В. Байбородова, В.В. Барабанова, Л.Г. Жедунова, Н.П. Иванова, МЛ. Ковальчук, Е.В. Орлова, В.А Поварницына, В.В. Рысьев и другие). Одним из направлений деятельности практического психолога социального приюта является психологическое сопровождение развития личности воспитанников. Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения достаточно полно отражены в работах современных ученых (А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Л.Я. Газмана, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, СВ. Кривцова, А.Г. Лидерса, E.H. Шиянова и др.). Особое внимание исследователи обращают на механизмы, направления, виды, способы и условия оказания психологической помощи и поддержки подросткам общеобразовательных и интернатных учреждений. Настоящее исследование направлено на изучение психологических методов, используемых в социальной работе, проводимой в детском приюте. Постановка такой цели предполагает решение ряда следующих задач: 1. Рассмотрение места психологического знания в современной социальной работе; 2. Выделение психологических методов, применяемых в социальной практике; 3. Характеристика работы, проводимой в приюте для детей и подростков «Ховрино»; 4. Исследование психологических методов, имеющих место на занятиях с детьми в приюте «Ховрино». Объектом исследования является приют для детей и подростков «Ховрино». Предмет исследования – психологические методы в социальной работе, проводимой в приюте «Ховрино».