Введение 3
Глава 1. Формирование гражданственности и патриотизма как первоочередная задача начальной школы 5
1.1. Сущность понятий гражданственность и патриотизм и значение патриотического воспитания в социализации младших школьников 5
1.2. ФГОС о воспитании гражданственности и патриотизма 13
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Методы формирования патриотизма и гражданственности у младших школьников 18
2.1. Многообразие методов формирования патриотизма и гражданственности 18
2.2. Методы формирования патриотизма и гражданственности в предмете «Окружающий мир» 23
Выводы по главе 2 25
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
Детство – это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что
впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать
здорового ребёнка – здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от
родителей, но очень многое и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир
дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до
этого осуществлялось родителями или вообще не велось, то теперь важную роль
в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит его
духовно-нравственное воспитание.
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой
области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного,
формирования в душах молодого поколения те качества, которые во все времена
отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство,
достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие. От встреч
с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания
себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен
добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы.
Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и
развитие Человека. Главной задачей человека младшего возраста является
ученичество. При этом «обучается» он не умом, а всей своей сущностью и
глубиной. Труд учителя, как посаженное впрок плодовое деревце: не сразу
даёт результаты. Приходится ждать годы, но плоды обязательно принесут
радость, наполнят сердце счастьем.
В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно
многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и
достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из
важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни
современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития
личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо
учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.
Сущность понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование. В
настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся
определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности,
в том числе и патриотизма. Накопленный опыт патриотического воспитания в
школе и намеченные государственной программой ориентиры.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма
подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического
воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную
патриотическую направленность.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического
воспитания в школе является его включенность в основные виды ее
деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный,
специально организуемый процесс.
Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации
всего общества, источник и средство духовного, политического и
экономического возрождения страны, ее государственной целостности и
безопасности.
Читать дальше
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе.- М.: 2008 г.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия: 1–11-е классы. – М.: «Вако», 2006.
3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –
2005. – № 4. – С. 23.
4. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического
воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
5. Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей
и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в
общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во
МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
7. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.
Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
8. Гаманина О.С. Воспитание гражданина. – Сб.ст. М.: Педагогика, 1991. –
192 с.
9. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное
образование, 2002. - № 4.- С.183-189.
10. Гликман И.З. Гражданское воспитание школьников в современных
условиях// «Наука и школа» №5, 2008 г
11. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
12. Казаева Е.А., Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и
старшего возраста. Екатеринбург, 2000
13. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
14. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма //
Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
15. Кондаков, А. Образовательная политика на страже народного единства. -
М. (Кремль): http://www.kreml.org/opinions, 2008.
16. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности./ Л.В. Кузнецова – М.:
Педагогика, 1986
17. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или
гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.
18. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по
совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и
подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.
19. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Москва:
Учитель, 2008.
20. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и
тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-
18.
21. Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. – М.: Знание,
1982.
Читать дальше